Пятница, 24.11.2017, 12:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: искусство

Щербакова Н.И. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В БЕЛАРУСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII - XVIII ВЕКОВ
Музыкальное образование и музыкальное воспитание любой эпохи исходят из складывающегося отношения к музыкальной культуре. Во второй половине XVII и XVIII вв. в белорусском обществе рождается новое представление о сущности и задачах искусства. Возникают термины, в состав которых входит определение «гуманитарный»: «гуманитарное образование», «гуманитарная наука». Вопрос о ценности светского музыкального воспитания рассматривался уже некоторыми авторами эпохи Возрождения. В Европе очень популярна была книга Б. Кастильоне под названием «Придворный», а в Речи Посполитой появляется «Польский придворный» Л. Гурницкого - переработка сочинения Кастильоне. Обе книги раскрывали тот идеал придворного, к которому должен стремиться каждый шляхтич. Среди качеств идеального придворного здесь неоднократно упоминается умение петь и играть на лютне. Но единого мнения относительно того, какое место должна занимать музыка в жизни людей благородного звания, не было.

В Европе большое внимание к музыкальному искусству объяснялось развитием в XVIII в. представления о том, что культурность (или цивилизованность) зависит от знания и что культурный человек - прежде всего, человек просвещенный. Из идей Просвещения следовало также, что образованию должно помогать искусство, во-первых, отражая мир, во-вторых, своими художественными средствами оно должно воздействовать на публику, формируя ее вкусы. Это было актуальным для того времени. Во второй половине XVIII в. в философской литературе активно обсуждаются проблемы художественного вкуса (трактат Юма «О норме вкуса», работа Батте «Изящные искусства, сведенные к единому принципу»), в которых проходит идея о том, что судьба произведения искусства во многом зависит от того, кто и как его воспринимает. Б этой тенденции проявился особый интерес к уникальности индивидуального опыта. Относительность вкуса расценивается как норма. В Речи Посполитой Ф. Н. Голянский также в качестве основного критерия эстетической оценки использует категорию вкуса. Подобно Батте он не рассматривал вкус как нечто неизменное, а указывал на его развитие.

Центрами распространения науки, культуры, просвещения стали иезуитские учебные заведения, основанные католическими орденами и ориентированные на светское образование. На занятиях в коллегиумах значительное место отводилось музыке, как в системе занятий (инструментальное и вокальное исполнительство, танцы, искусство композиции), так и во время осуществления школьных постановок. Изучение композиции стимулировало развитие творческого начала личности. Ученики получали достаточно глубокие музыкальные знания (при каждом коллегиуме имелась музыкальная бурса). Возникает также ряд частных учебных заведений («Шкловский корпус», «Рыцарская школа» в Несвиже). В быт воспитанников были включены: музыка, живопись, театр как предметы, способствующие гармоническому развитию нравственных и умственных способностей человека. В них была введена подготовка сценических, драматических и балетных выступлений. О высоком уровне музыкально-исполнительской подготовки, например, учащихся «Шкловского корпуса», свидетельствует тот факт, что они часто выступали на школьных и общегородских торжествах.

Заслуживает внимания и женское образование во второй половине XVII и XVIII вв. В это время развивается сеть учебных заведений для женщин. Для учениц при монашеских орденах создаются специальные пансионы, где наряду с общеобразовательными предметами и разными женскими работами изучались языки, пение, танцы, рисование, игра на музыкальных инструментах (фортепиано, гитара). Причем, для ведения этих дисциплин приглашались светские преподаватели. Женщины могли получить образование и за границей, что «частично было данью моде, проявлением франкомании того времени». Со второй половины XVIII в. монастыри уже не являлись единственным институтом, где девушки-шляхтянки могли получить образование. Специальные женские учебные заведения организовываются в имениях просвещенных магнатов. В Несвиже существовал женский пансион К. Радзивилла, открытый в 80-е годы XVII в., в котором обучались девочки из семей магнатов и шляхты. В учебный план пансиона входили занятия по обучению игре на фортепиано, фисгармонии, арфе, скрипке, а также пению и танцам,
особенно национальным. Акцент, делавшийся на музыкальное воспитание, свидетельствовал об уровне музыкальном культуры Несвижа и был, очевидно, в значительной мере результатом деятельности Комиссии национального образования, которая стремилась к расширению музыкального воспитания в стране. Известен женский пансион помещика Пифы в Бабиничах, где девушки овладевали навыками игры на инструментах, изучали вокал и танцы.

Для роста культуры личности большое значение имели аристократические гостинные. Их изначальное предназначение - общение в кругу друзей и единомышленников. Отсюда установка на обмен мнениями, получение удовольствия от взаимного общения. Общение в гостинных требовало соответствующего уровня образованности и в сфере музыкальной культуры (владение определенным вокальным и инструментальным репертуаром, творческими навыками, умением говорить о музыке, высказывая при этом и свою субъективную точку зрения). В светское общество можно было войти только хорошо разбираясь в музыкальном искусстве. Поэтому широкое распространение получило и домашнее обучение, включавшее систематические занятия музыкой и другими видами искусства с раннего возраста под руководством хороших педагогов.

В теории музыки второй половины XViii в. утверждается признание музыки и как самостоятельной эстетической ценности (работы И. А. П. Шульца, И. Д. Голанда).
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz