Пятница, 24.11.2017, 12:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: искусство

Сумар И.К. ТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Подготовленность учителя к профессиональной деятельности в динамике рассматривается по следующим уровням: интуитивный, репродуктивный, репродуктивно-творческий, творческий.

Результаты наблюдения за выпускниками музыкально-педагогического факультета свидетельствуют о том, что у многих из них преобладают первые два уровня готовности. Причину этого следует видеть в том, что будущих учителей музыки к творческой работе в школе готовят преимущественно в процессе информационно-репродуктивной деятельности. Между тем, на протяжении всего периода обучения студенты должны получать не только систему знаний, овладевать логикой и методикой педагогического воздействия, но и научиться использовать полученные знания для проявления творческой самостоятельности, исследовательского подхода к решению нестандартных задач. Поэтому необходима такая организация процесса подготовки будущего учителя музыки, которая вызовет у него потребность в творческом применении полученных знаний, умений и навыков. Особое место в решении данной проблемы мы отводим развитию у студентов творческой самостоятельности и интеллектуальной активности - важнейшим качествам, позволяющим успешно осуществлять музыкально-педагогическую деятельность.

Творческая самостоятельность и интеллектуальная активность занимают ведущее место в комплексе музыкально-педагогических способностей и представляют собой специфический вид деятельности, когда общие качества мышления проявляются в сочетании со специальными музыкальными способностями.

Рассматривая деятельность студента, связанную с игрой на инструменте, необходимо отметить ряд характерных особенностей, которые отличают ее от других видов учебной деятельности. Творческая самостоятельность и интеллектуальная активность здесь направлены на овладение студентом комплексом умений и навыков, позволяющих ему самостоятельно выполнять следующие действия: ставить для себя наиболее важные задачи на различных этапах работы над произведением и определять эффективные пути их решения; переносить ранее приобретенные знания, умения и навыки в новые ситуации, требующие нестандартного решения; уметь слушать себя со стороны в процессе занятий, анализируя и оценивая результаты собственного труда, внося необходимую корректировку; уметь грамотно прочесть с листа незнакомый музыкальный материал; разбираться в характере и стилистических особенностях, осмысленно исполнять произведения в стадии эскизного разучивания; подбирать по слуху известные мелодии; уметь в увлекательной и доступной детскому восприятию форме интересно и увлекательно рассказать о музыкальном произведении.

Как показывает практика, необходимым этапом на пути воспитания творческой самостоятельности и интеллектуальной активности являются различные формы «полусамостоятельной» работы - действия по образцу, по предложенному плану, по методам, разработанным совместно с преподавателем.

На первых стадиях работы над произведением такая деятельность студента весьма желательна, поскольку позволяет постепенно сформировать представление об изучаемом материале, а также те комплексы умений, которые являются предпосылкой всякой продуктивной деятельности.

Как показали проведенные исследования, для интеллектуальной активности характерен ряд признаков: инициатива, проявляющаяся в выборе способов освоения музыкального материала; волевой настрой, выражающийся в стремлении преодолеть затруднения и добиться цели: контроль за собственными действиями, их оценка и саморегуляция; способность осуществлять перенос знаний и способов действий в новые ситуации; оперирование системами чувственных и логических ассоциаций, дающее возможность привлекать и актуализировать прошлый опыт.

Развитию интеллектуальной активности способствует обучение студентов приемам умственной деятельности, содействующим глубокому осознанию изучаемого музыкального материала и более тонкому эмоциональному его прочувствованию. Владение такими приемами как сравнение, сопоставление, анализ, синтез и обобщение, позволит учителю решать не только исполнительские, но и педагогические задачи.

В ходе опытной работы были выявлены качества, присущие творческой самостоятельности, связанной с исполнительской деятельностью: умение поставить перед собой определенную художественную и педагогическую задачу, а также найти пути ее реализации; умение произвести педагогический анализ собственного исполнения и дать ему оценку; умение показать приемы, помогающие устранить недостатки исполнения; постоянная потребность в обогащении своего музыкального опыта; расширение имеющихся знаний, накопление разнообразного музыкального репертуара; стремление к творческому поиску решения художественных задач.

Резюмируя вышеизложенное, следует подчеркнуть, что готовность учителя музыки к профессиональной деятельности предполагает наличие таких качеств, как творческая самостоятельность и интеллектуальная активность. Они предусматривают не только владение определенной системой знаний, умений и навыков, но и способность самостоятельно мыслить, находить нестандартные решения творческих задач, умение предвидеть конечные результаты своей деятельности.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz