Пятница, 24.11.2017, 12:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: искусство

Вайчене А. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ И ЕГО КОМПЕТЕНЦИЯ
Школа перешагнула рубеж XXI века. Для педагогов важно, как изменятся возможности обучения музыке. Музыкальное воспитание в школах Литвы является одной из важных проблем просвещения. Вместе с этим возникают проблемы обшей профессиональной подготовки учителя музыки, его педагогических умений.

Важность роли учителя определена ускоряющимся прогрессом в области науки и социальных отношений, выдвигающим все новые требования перед молодежью и взрослыми. Перед учителем сегодня стоит задача не только хорошо знать свой предмет, но и стремиться к самоусовершенствованию и самовыражению. Только такой учитель, у которого есть потребность развивать свои интеллектуальные и творческие силы, стремиться к красоте, может внести большой вклад в обновление просвещения и общества. Для нового подхода к подготовке учителей имеет значение не только тенденции развития общества, но и закрепление предметов искусства в программах обучения.

«Совершенствование подготовки учителей - одна из важнейших задач реформ просвещения. Школа будет такой, каким будет учитель Это древняя педагогическая истина» [6, с. 53]. Успех педагогического процесса в значительной степени обусловливает компетенция педагога - «функциональная способность адекватно выполнять определенную деятельность, иметь достаточно знаний, умений» [5, с. 337]. У музыкального воспитания есть свои цели и задачи, поэтому перед учителями музыки ставятся определенные требования. 3. Ринкявичюс [7, с. 73] выделяет несколько критериев в I компетенции учителя музыки: 1) учитель музыки должен выделяться j широкой и разнообразной музыкальной культурой (художественным интеллектом/; 2) музыкальная культура учителя отличается высоким художественным качеством музыкального исполнения; 3) музыкальная культура учителя отличается довольно широким музыкальным кругозором; 4) учитель музыки - многознающий музыковед.

Е. Величка [8] музыкальную компетенцию учителя делит на музыкальную предметную и психолого-педагогическую. Первая - это хорошее пони¬мание в музыке, знания и умения, вторая — это знания по педагогике и психологии, личностные качества и ценности человека. Владея компетенцией, необходимо хорошо знать принципы, методы и способы обучения и воспитания и применять их в музыкальном воспитании. По мнению Й. Кевишаса [3], педагогическое мастерство и художественная зрелость в смысле профессиональной подготовки неразделимы.

В подготовке учителей музыки существуют две тенденции. В первой традиционной - акцентируется подготовка специалиста, способного как можно лучше исполнять музыку. Это модель подготовки профессионального музыканта, связанная с традиционным понятием музыкального воспитания в школе: обучать музыке, учить ее исполнять. Вторая — современная тенденция - оценивает необходимость хорошего исполнения музыки, но не является центром профессиональности учителя как педагога. Центром является музыкальная культура учителя, в которой большую роль играет определенная подготовка его как и исполнителя.

Стремясь к тому, чтобы лучше развивалось музыкальное мышление учеников, их музыкальные способности, необходимо, чтобы «концептуальные способности мышления» [4] наиболее раскрылись в педагогической деятельности учителя музыки. Учитель, не только как носитель информации, но и как творец личности, был и будет основным деятелем процесса воспитания.

Наблюдения и исследования процесса подготовки учителей музыки показывают, что большинство студентов, выбравших программы подготовки учителей музыки, больше стараются удовлетворять ожидания музыканта, а не учителя музыки. Эта установка сильна потому, что в школах больше акцентируется музицирование, а не развитие общей музыкальной культуры (Koday, Orff, Elliot и др.).

Готовя учителя музыки, как музыканта, способного качественно играть, петь, дирижировать, необходимо считаться с тем обстоятельством, что учитель музыки - музыкант широкого профиля. Он обязан хорошо владеть не только основным музыкальным инструментом (фортепиано, скрипкой), но и дополнительным. Опираясь на исследования многих авторов [1, с. 6] о компетенции, можно сделать вывод, что музыкальная компетенция - это комплекс знаний, умений и навыков, позволяющий квалифицированно выполнять свою деятельность. О многогранности компетенции учителя музыки еще в 1926 г. писал В. Асафьев «педагог музыки в общеобразовательной школе не должен быть только «спецом» в одной какой-нибудь области музыки. Он должен быть и теоретиком, и историком музыки, и этнографом музыки, и исполнителем, хорошо владеющим инструментом, чтобы всегда мог бы привлечь внимание с одной или другой стороны. Но важнее всего, чтобы он знал литературу музыки, т.е. как можно больше произведений музыки, чтобы в эволюции музыки не чувствовались пропасти между композиторами или в творчестве одного композитора» [2, с. 53].

Литература
1.    Abramauskiene J. Busimujq pradiniq k!asii[ mokytojq ugdymas - jq profesinio rengimo komponentas/Daktaro disertacija, Vilnius, 2002.
2.    Asafjevas V. Rinktiniai straipsniai apie muzikin[ ugdyma, ir issilavinim^. Leningradas. 1993
3.    Kievisas J. Muzikos specialisto ugdymas. Siauliq universiteto leidykla, 2001.
4.    Lietuvos bendrojo lavinimo mokyklos bendrosios programos. Vilnius, 1997.
5.    Psichologijos zodynas. Vilnius, 1993.
6.    Pukelis K. Pedagogika. T. 36,1998.
7.    Rinkevicius Z. Mokiniq muzikinis ugdymas. Klaipeda, 2002.
8.    Velicka E. Garsq ir tylos paslaptys. Kaunas,1995.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz