Пятница, 17.11.2017, 20:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: искусство

Завалко К.В. ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ—СКРИПАЧА В СТРУКТУРЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В современной научной литературе существует несколько вариантов построения и содержания структурных компонентов идеальной модели учителя (Р. С. Немов, И. П. Подласый, Г. Г. Адарюкова, Г. О. Кожевникова), но они большей частью охватывают совокупность тех или других качеств личности или перечень знаний, умений и навыков, которые имеют общее отношение к педагогической деятельности. Что касается качественных характеристик педагога определенной специальности, в частности, учителя музыки—скрипача, то официально разработанных вариантов моделей указанного содержания нам найти в музыкально-педагогической литературе не удалось.

Понятно, что без научно обоснованной характеристики конкретно определенного специалиста, его идеальной модели как образца, ориентира и эталона, становится невозможным выполнение ведущих задач, которые стоят перед будущими учителями музыки—скрипачами в процессе самосовершенствования. Ведь личность преподавателя выступает и источником развивающего обучения, и образцом, эталоном отношения к делу, преданности идее, и инструментом убеждения и внушения, то есть играет определяющую роль в решении всех педагогических задач.

Сложность музыкально-педагогической деятельности состоит в том, что она по объему профессиональных задач объединяет в себе, по крайней мере, три специальности — общепедагогическую, музыкально-педагогическую со своей спецификой и исполнительскую как обязательную часть музыкально-педагогической деятельности.

Если воспринимать идеальную модель учителя музыки—скрипача как образец, эталон, необходимый для сопоставления с реальностью, на который должен ориентироваться в процессе самосовершенствования будущий учитель-скрипач, то в ней, прежде всего, должны максимально полно воссоздаваться специфические требования, которые выдвигает определенная деятельность, и которые характеризуют готовность к ее осуществлению. Кроме того, она должна быть удобной для практического ее использования, то есть иметь четкие критерии и структуру.

На основании изучения теоретических положений психологии педагогической деятельности и характеристик учителя как субъекта, личности и индивидуальности идеальная модель учителя музыки, на наш взгляд, должна иметь такую структуру:

Учитель музыки как личность и индивидуальность: определенность, полнота и целостность мировоззрения; высокая духовная культура; активная жизненная позиция; самостоятельность и ответственность в социальном поведении; стойкий интерес к педагогической деятельности; постоянное самосовершенствование; благожелательное отношение к ученикам; творческий подход к учебно-воспитательному процессу.

Учитель музыки—скрипач как субъект музыкально-педагогической деятельности:

1.    Общепедагогические сенсорные и интеллектуальные способности: ориентация в определении индивидуальных и типологических особенностей развития психики учеников, их потенциальных возможностей с целью диагностики, прогнозирования, организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской деятельности, общения; ориентация в новой теоретической и методической информации относительно ее актуальности, оригинальности, научной обоснованности с целью активного применения в практической педагогической деятельности; ориентация в новых, проблемных и нестандартных ситуациях, которые возникают в ходе учебно-воспитательного процесса и межличностных отношениях; прогнозирование промежуточных и конечных результатов при усвоении и выполнении практических задач.

2.    Музыкальные способности: эмоциональный отклик на музыку; мелодичный, тембровый, динамический, гармонический слух; чувство ритма; музыкально-образное мышление; музыкально-репродуктивное и творческое воображение; музыкальная память.

3.    Общепедагогические знания: осознание и усвоение ведущих идей, концепций, закономерностей развития государственной системы образования; усвоения фундаментальных психолого-педагогических теорий, дидактических принципов, содержания, форм и методов обучения и воспитания; усвоение теоретических основ и методов научно-исследовательской работы.

4.    Музыкально-педагогические знания: осознание социальных функций музыки; усвоение теоретических основ языка музыки, его видов, форм и жанров, средств выразительности; усвоение ведущих этапов развития отечественной и мировой музыки; усвоение основ музыковедения; усвоение методики обучение игры на скрипке; усвоение физиологических и психологических основ музыкальной деятельности.

5.    Общепедагогические умения и навыки: владение мастерством организаторской деятельности в управлении учебно-воспитательным процессом, научно-исследовательской работой.

6.    Музыкальные умения и навыки: овладение мастерством в игре на скрипке; овладение чтением нотного текста с листа; овладение мастерством игры в ансамбле.

Итак, самосовершенствование как динамический процесс, который имеет многокомпонентную структуру и включает три направления - самообразование, саморазвитие, самовоспитание - должен учитывать идеальную модель будущего учителя музыки—скрипача как ориентир в процессе самосовершенствования.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz