Воскресенье, 17.12.2017, 10:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: социальная

Ермашкевич М.М. РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА
Дошкольное детство - период интенсивного психического развития, становление важных черт личности ребенка. Развитие личности в значительной мере обуславливает формирование самооценки - стержневого компонента самосознания. Исходя из положения о развивающей функции игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте, мы предположили, что она является наиболее значимой деятельностью и для формирования самооценки у ребенка-дошкольника.

Самооценка - важный компонент самосознания, проявляется в оценке личности самой себя, своих физических возможностей, качеств, своего положения среди других людей и относится к фундаментальным образованием личности, Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи). Самооценка может быть высокой и низкой.[1,с.8]

С целью изучения роли игры в развитии самооценки ребенка нами на базе ясли- сад № 80 было проведено исследование, в котором приняли участие воспитанники старшей группы  № б,. Всего в опросе участвовало 20 человек, из них 11 девочек, 9 мальчиков; 4 ребенка воспитываются в многодетной семье, 3 ребенка - в неполной семье. Дети из неблагополучных и малообеспеченных семей отсутствуют.

Исследование проводилось в два этапа: октябрь 2006 года - первый этап и март 2007 г. - второй этап. Возраст детей на момент проведения исследования (октябрь 2006 г.); 5 лет - 5 человек, 5,5 - 11 человек, 6 лет - 3 человека, 6,5 - 2 человека. Возраст детей на момент проведения повторного исследования ( март 2007 г.): 5,5 - 5 человек, 6 лет - 11 человек, 6,5 - 3 человека, 7 лет - 2 человека. Мы использовали методику «Модифицированного приема изучения самооценки» (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур). Ребенок должен поставить куклу, символизирующую его самого, на одну из 3-х ступенек лестницы. Детям задавались разные качества для оценки. Так, верхняя ступенька - самые послушные, трудолюбивые, вежливые, справедливые, общительные, умные, добрые, честные, аккуратные дети; средняя ступенька - дети, которые бывают умными, добрыми, послушными, а бывают и нет и нижняя ступенька ~ самые непослушные и т. д.) [2,с.58].

На основе сравнения анализа результатов исследования, полученных на первом и втором этапах исследования, мы можем проследить изменение уровня самооценки ребенка, наличие или отсутствия изменений в процессе формирования личности ребенка, установить положительное воздействие игры как средства воспитания на развития личностных качеств ребенка. Изучив особенности развития самооценки, мы должны обратить внимание на изменение уровня самооценки детей в течение года в процессе игровой деятельности.

Результаты исследования проведенного в октябре 2006 г. свидетельствуют о том, что 65 % детей имели высокий уровень самооценки. Данные исследования, проведенного в марте.2007 г. показали, что количество детей с высоким уровнем самооценки достигло 75 %, т.е. увеличилось на 10 %. Количество детей, имеющих средний уровень самооценки снизилось с 35 % до 25 %, т.е. на 10 %. Это можно объяснить тем, что 10 % детей, имеющих на первом этапе исследования средний уровень самооценки в процессе эксперимента повысили свой уровень самооценки. Таким образом, количество детей с высоким уровнем самооценки повысилось на 10 %. Следует отметить, что результаты исследования (на первом и втором этапах) не выявили     наличия у детей   низкого уровня самооценки.

Анализ результатов исследования, полученных на первом этапе, позволил сделать выводы о том, что для детей 5-5,5 лет характерна тенденция к завышению самооценки. Это объясняется возрастными особенностями развития самооценки, обобщенность самооценки качеств личности, неадекватное употребление оценочных понятий, эмоциональность детской самооценки. Детям данного возраста легко оценить себя положительно и трудно оценить себя отрицательно. Результаты исследования, полученные на втором этапе, демонстрируют также преобладание высокого уровня самооценки. Однако, эти данные свидетельствуют о том, что до 6 6,5 - 7 лет более адекватно оценивают свои качества и возможности. Это подтверждается следующими возрастными особенностями самооценки: дети более самокритичны, их оценка становится более объективной, содержательной. Дети замечают различные стороны личности, индивидуальные особенности.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста детская самооценка становится все более осознанной, детализированной, аргументированной, объективной, критичной. Ребенок учится более адекватно оценивать свои личностные качества. Этому во многом способствуют игровая деятельность, в которой формируются все стороны личности, формируются и развиваются ее важные качества. Умелое руководство воспитателя помогает направить игры детей в нужное русло, тем самым, воспитываются у детей такие личные качества как доброта, вежливость, трудолюбие, справедливость, отзывчивость, общительность, ответственность и т.д. Все эти качества, воспитываясь в игре, закрепляются и усваиваются детьми в повседневной жизни.[3, с.64]

ЛИТЕРАТУРА:
1. Воспитание детей в игре /Сост. А.К. Бондаренко, А. И. VI ату си н. - 2-е изд., - М.,: Просвещение, 1983. - 192 с.
2.    Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Мн.. - 1997. - 237 с.
3.    МП. Аникеева. Воспитание игрой. - М, 1987, «Просвещение. - 144 с.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz