Среда, 14.11.2018, 02:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: социальная

Фалетрова О.М. МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРЕНАТАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Каждая эпоха ставит новые проблемы, обусловленные ее особенностями, противоречиями, сложностями. Это не может не отразиться на всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе на образовании. Те задачи, которые стоят перед современной педагогической наукой (коррекционной, специальной, музыкальной, социальной) напрямую связаны с сохранением эмоционального и психофизического здоровья детей.

По различным данным до 80 % учащихся школ показывают ослаб¬ленное психоэмоциональное состояние (тревожность, необоснованные страхи, неуверенность в себе, аутизм, нервозность, повышенная агрессивность и т. д.). В этом видении проблемы особое значение в деле сохранения здоровья подрастающего поколения приобретает пренатальное (раннее) образование.

Пренатальное образование широко развито во многих странах мира (Америке, Франции, Германии, Швеции и т. д.). Включает в себя индивидуальный подбор музыки для релаксации во время Беременности и родовспоможения, музыкально-терапевтические тренинги для беременных.

В России разработкой проблем пренатального образования занимается группа ученых под руководством профессора А. Л. Лазарева (Москва). При участии и помощи А. Л. Лазарева в Литве в 1998 г. создана Ассоциация раннего музыкального образования. Руководит ее работой известный педагог-музыкант, профессор музыкальной академии Литвы А. А. Пиличаускас. Пренатально-образовательная деятельность имеет несколько направлений, которые теснейшим образом связаны с воздействием музыки на внутренний мир человека, на его соматическое и психоэмоциональное здоровье.

Одно из этих направлений доказывает и научно обосновывает влияние музыки на умственное, физическое и духовное развитие будущего младенца. Если обратиться к раннему детскому возрасту (младенчеству), то беспокойные, возбудимые, чувствительные к самым незначительным раздражителям, младенцы - настоящее «дитя» своего быстрого времени.

Мы провели опрос среди студентов ЯГПУ им. К. Д. Ушинского (около 150 респондентов) и выяснили, что студенты не осознают, что музыка способна влиять на умственное и физическое состояние будущего человека, способна заложить основу психоэмоционального здоровья или нарушить правильное формирование всех функциональных систем организма ребенка. Так, будущие мамы не задумывались о силе воздействия музыки на развитие эмбриона.

Результаты опроса и анализ состояния проблемы обусловили необходимость разработки специального раздела «Раннее музыкальное образование» (12 ч.) в рамках специализации «Музыка как средство психолого-педагогической коррекции».

По мнению А. Томатиса, плод способен воспринимать звуки на пятом месяце жизни, находясь еще в утробе матери. «Голосовое питание, которым мать снабжает свое дитя, столь же важно для его развития, как и материнское молоко», подчеркивает ученый.

Заменить голос матери может музыка В.А. Моцарта. Многочисленные эксперименты доказывают, что человеческий зародыш «предпочитает» слушать музыку В.А. Моцарта. При этом нормализуется сердцебиение эмбриона, он находится в расслабленном состоянии. Это обусловлено насыщенностью музыки высокочастотными звуками, гармоничностью, облегченными ритмами. Произведения В. А. Моцарта отличаются нежностью, простотой, доступностью, ясностью музыкальной мысли, прозрачностью звучания (скрипичные концерты, дивертисменты).

Когда эмбриону предлагали «слушать» музыку других композиторов-классиков (И. С. Баха, Л. ван Бетховена, Ф. Листа, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича) реакция на музыку была более острой.
Особенное беспокойство, своего рода протест вызывала рок музыка. При этом нарушалось сердцебиение зародыша, он начинал активно двигаться, пытался «уплыть» от разрушающей, агрессивной низкочастотной звуковой волны.

То, что эмбрион способен воспринимать не только голос матери, но и эмоциональную окраску этого голоса, подчеркивают многие исследователи. «Сильные эмоции материнского голоса могут вызвать гормональные изменения и нервные импульсы, отрицательно воздействующие на ребенка», отмечает А. Томатис Вот почему женщине во время беременности необходимо избегать эмоциональных потрясений, следить за положительным эмоциональным настроем.

В содержание образовательных программа для студентов включены краткие лекции о роли музыки в сохранении психоэмоционального здоровья, практикумы по составлению индивидуальных музыкальных каталогов для релаксации, занятия по вокалотерапии, слушанию классической музыки, разучивание колыбельных песен, тонирование и многое другое.

Таким образом, проблема пренатального образования — сохранение средствами музыки физического, психического, душевного здоровья детей находится в поле зрения ученых, исследователей, специалистов педагогов-музыкантов. Есть первые положительные результаты их деятельности. Важность этой работы несомненна, ибо за этим стоит будущее страны.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz