Воскресенье, 17.12.2017, 10:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: социальная

Кулак О.А. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ПОДРОСТКАМИ
В настоящее время весьма актуальной является проблема дезадаптации подростков, которая проявляется в нарушении общепринятых норм поведения и взаимодействия с окружающими людьми.

При работе с дезадаптированными подростками необходимо помнить и принимать во внимание основные направления работы с ними. Это поможет специалистам, которые оказывают помощь данной категории детей. В качестве основных можно выделить следующие направления социальной работы с дезадаптированными подростками
1)    формирование навыков общения;
2)    гармонизация отношений подростка в семье (месте постоянного проживания), со сверстниками и преподавателями;
3)    коррекция личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств гак, чтобы они не влияли негативно на процесс общения:
4)    коррекция самооценки подростка с целью приближения ее к адекватной.

Если говорить подробнее о таком направлении, как формирование навыков общения, то мы знаем, что некоторые подростки, хоть и имеют достаточный опыт в данной сфере (с родителями, сверстниками, педагогами), однако, у них не сформировались необходимые для взаимодействия с окружающим миром навыки общения. Это проявляется в том, что они не могут в школе установить контакт с педагогами, стараются до минимума ограничить общение с одноклассниками и другими сверстниками, а дома у них складываются достаточно конфликтные отношения с родителями. Такие подростки стараются оградить себя от окружающего мира и людей. В такой ситуации необходима работа квалифицированного специалиста не только с подростком, но с родителями и учителями.

Существует и такое направление социальной работы с дезадаптированными подростками,  как гармонизация отношений подростка в семье,  со сверстниками и педагогами: как правило, у сверстников складываются конфликтные отношения с родными. Это проявляется в том, то подросток оказывается подчиняться родителям и стремиться к независимости, а это, в свою очередь, вызывает сопротивление и негативные эмоции со стороны взрослых. Их столкновение вызывает конфликтную ситуацию, которая может привести к негативным последствиям, вплоть до разрыва отношений между родителями и подростком.

Взаимоотношения подростка с учителями также носят конфликтный характер. Это вызвано тем, что ребенок отказывается подчиняться , не выполняет их задания, прогуливает уроки и может даже оскорбительно выражаться в адрес учителей. За этим следует ответная реакция со стороны преподавателей. Стараясь оградить себя от окружающего мира, подростки отказываются от общения. В данной ситуации специалисту необходимо осуществлять комплексную работу с родителями, преподавателями и сверстниками.

Также существует такое направление социальной работы с дезадаптированными подростками, как коррекция личностных свойств, которые препятствуют общению. Это направление является одним из основополагающих в работе с такими подростками. Социальному работнику необходимо осуществить серьезную работу по решению их внутренних конфликтов, а также способствовать самораскрытию подростка.

Важным направлением работы с дезадаптированными подростками является коррекция самооценки с целью приближения ее к адекватной. Ведь, как правило, такие подростки обладают неадекватной самооценкой, которая проявляется в двух противоположностях:
1)    завышенная (идеализация подростком самого себя);
2)    заниженная (подрос ток ставит себя «ниже» окружающих его людей).

Таким образом, работая с подростком, социальный работник должен, в первую очередь, ориентироваться на эти направления для достижения положительного результата.

ЛИТЕРАТУРА
1.    Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - М., 1999.
2.    Абрамова Г.С. Практическая психология: Учеб. пособие для студентов вузов. - М, 2001.
3.    Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пособие. - М, 1999.
4.    Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебн. для студ.сред.учеб заведений. - М., 1998.
5.    Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учеб. пособие. ~ М, 2002.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz