Пятница, 17.11.2017, 20:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: социальная

Лемещенко О.А. РОЛЬ СЕМЬИ В ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Одним из важнейших социально-психологических вопросов является вопрос о том, как человек развивается, как он входит в социальную жизнь, как адаптируется к новым условиям. Данная проблематика ассоциируется с категорией "адаптация". Под термином "адаптация" понимается приспособления организма к внешним условиям. На стадии адаптации человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребёнка и находящихся в той или иной близости. С процессом адаптации человек сталкивается с рождения и до конца жизни: адаптация новорождённого, адаптация к детскому дошкольному учреждению, к коллективному воспитанию, к школе, любому другому образовательному учреждению (ПТУ, ВУЗ, аспирантура), к труду, трудовым и физическим нагрузкам, окружающей среде, климатическим условиям, временным поясам и т. д.[1]

В последние годы учителя, родители стали чаще говорить о трудностях адаптации детей к условиям школьного обучения. И это не голословные заявления, а реальный факт. Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Особенно важно изучение адаптации на переломных возрастных этапах, именно в новых социальных условиях очень ярко проявляются индивидуальные качества личности.
Проблема школьной адаптации сейчас очень актуальна, но трудно решаема. Она становится все более очевидной в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств. Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникающие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в исходных ситуациях, закрепляются и становятся подструктурами ее характера.

Любые переходы характеризуются особыми проблемами. Не исключение переход учащихся из начальной школы в среднюю. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Дети переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации в школе[2].

В адаптационный период детей большую роль играет семья, как важнейший институт социализации. Она может смягчить стрессовые переживания ребенка, связанные с известными трудностями процесса адаптации или наоборот, усилить их. На роль семьи как в адаптации, так и в социализации указы ват и многие ученые. В отечественной психологии и педагогике проблему влияния семьи на адаптацию ребенка к школьному обучению изучали в различных аспектах Д.Журавлев, Т.А.Куликова, О.А.Матвеева, Е.А.Львова и другие.

Вопросам влияния семьи на адаптацию ребенка при переходе из начальной в среднюю школу уделяется мало внимания, а ведь образовательная система в пятом классе ставит перед ребенком не менее трудные задачи, чем в первом. Успешность адаптации во многом зависит от внешкольного влияния, и прежде всего от ситуации в семье.

Проведенное исследование на базе СШ № 219 г.. Минска, позволило установить, что у 40% подростков наблюдается повышенный или высокий уровень школьной тревожности -это является одним из показателей школьной дезадаптированности. Такие дети конфликтны, отгорожены, менее общительны, не являются лидерами, неудовлетворительно чувствуют себя в классе и школе. 50% родителей этих подростков мало интересуются успеваемостью своего ребёнка, его взаимоотношениями с классом и учителями, редко ходят на родительские собрания, не участвуют в организации школьных мероприятий, не контролируют выполнение домашних заданий. У 38% подростков с повышенным и высоким уровнем школьной тревожности низкая успеваемость, наблюдаются затруднения в учёбе, нередко конфликты с учителями и нарушение дисциплины. Всё это является наиболее типичными проявлениями школьной дезадаптации.

Таким образом, можно говорить о том, что специфические отношения к ребенку в семье, стиль родительского поведения, актуальный семейный климат являются главной, а иногда и единственной причиной возникновения школьной дезадаптации или некоторых ее форм. Ведь семья является уникальным институтом социализации, так как ее ничем заменить невозможно. Здесь проходит первый адаптационный период в жизни человека, определяется система его отношений к себе, к близким, людям, различным видам действий; формируется характер; усваиваются нормы; развиваются социальные качества.

ЛИТЕРАТУРА:
1 Давыдок A.M., Крюкова А.А. Адаптация детей к учебно-воспитательным учреждениям // Адукацыя 1 вы хаван не.- 2002. -№6.- С. 14-19
2.Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу // Народное образование. 2002.-№8.-С.99-105

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Естественная и социальная адаптация людей. Всегда стараемся Вам помочь! Беспокоимся за Вас!
Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz