Воскресенье, 17.12.2017, 11:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: социальная

Логинова Е.Ю. КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С самых древних времен музыка используется как эффективное средство лечебного и коррекционного воздействия на психофизиологическое состояние человека. Практическое применение музыки имеет многовековую историю (Пифагор, Платон, Аристотель, Авиценна и др.).

Русские ученые В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков, И. М. Догель, И. М. Сеченов, И. Р. Торханов провели ряд исследований, в ходе которых были сделаны выводы о благотворном влиянии музыки на различные системы организма: сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную, нервную. «Положительные эмоции, полученные от общения с искусством, <...> снимают психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, стимулируют творчество, а отрицательные оказывают противоположное действие» [1, с. 11].

Во второй половине XX в. появилась возможность всестороннего изучения физиологических реакций организма человека в ответ на музыкально-терапевтическое воздействие. В результате исследований были выявлены функциональные изменения в центральной нервной системе (Н. Н. Захарова, В. М. Авдеев) при восприятии музыки. И. М. Гринева отметила изменения в сердечно-сосудистой системе и нормализацию мозгового кровообращения. И.В. Темкин, изучая Вегетативные реакции организма, выявил, что физиологические реакции прямо зависят от характера музыки, тональности произведения, психологической установки и общего состояния личности. В. В. Медушевский указал в своих работах на аксиологические и опознавательные установки. Известный музыкотерапевт, врач и музыкант С.В. Шушарджан подтвердил эффективность использования вокалотерапии в коррекции и лечении. Самое широкое применение находят сегодня музыкально-терапевтические программы, разработанные учеными Европы, США, Австралии, Японии, Новой Зеландии и других стран.

Выводы о лечебном воздействии музыки на психическое и соматическое состояние организма, стимулировании потенциальных творческих возможностей человека во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом легли з основу научного обоснования использования музыкального искусства в коррекционных целях с детьми, имеющими проблемы в развитии. В настоящее время артпедагогика (художественная педагогика) находит широкое применение в специальном образовании (С. Машура, 3. Матейнова, Е.А. Медведева, Л.Н. Комиссарова, Г.А. Волкова).

Мы предполагаем, что обучение игре на фортепиано может использоваться как средство коррекции различных отклонений в развитии ребенка. Впервые к этой проблеме обратилась известный, детский педагог-пианист Т. Б. Юдовина-Гальперина (2002). «Не среда, обогащенная инертным слушанием классической музыки, под влиянием которого происходит эффективное развитие мозга ребенка, а игра на фортепиано, ритмопальцевая «гимнастика» как осуществление рефлексологического метода для совершенствования функций мозга - вот та основная тема, которая связана с моими бесконечными поисками и наблюдениями.... Остается лишь предполагать, что ежедневный 'тренаж" пианистического аппарата несет в себе беспредельные возможности и что при многолетних пальцевых экзерсисах можно победить любой недуг и таким образом внести существенный и неоценимый вклад в оздоровительный комплекс» [2, с. 8-9].

Для достижения коррекционного эффекта в процессе обучения игре на фортепиано в качестве необходимых мы выделяем следующие условия:
  1. Обучение должно начинаться в раннем двух-трехлетнем возрасте. Костно-мышечная система в этом возрасте наиболее пластична и находится в стадии формирования. Моторно-двигательные функции легко поддаются развитию и коррекции. Это один из самых интенсивных периодов интеллектуального развития личности. Как следствие, в этом возрасте легче всего формируется пианистический аппарат, развивается крупная и мелкая техника, происходит «естественная приспособляемость» к инструменту [2, с. 10].
  2. Педагоги-музыканты, работающие с детьми раннего возраста должны иметь специальную подготовку по физиологии и невропатологии. Начальный период обучения наиболее значим для формирования природосообразных двигательных навыков. Как правило, малейшие недочеты, «...невежество, незнание основных законов нормального физиологического функционирования организма...» (В. Мазель) со стороны педагога в дальнейшем негативно сказываются на всестороннем развитии ребенка: неправильные лозы и движения тормозят развитие двигательных систем головного мозга, задерживая психомоторное развитие, способствуют возникновению профессиональных заболеваний рук.
  3. Обучение необходимо вести по специально разработанным для этого возраста коррекционно-развивающим методикам. Особое внимание должно отводиться предпостановочному периоду. Элементы дыхательной, двигательной, пальчиковой, ритмической гимнастики создадут оптимальные условия для формирования у ученика целесообразных, не противоречащих физиологическим закономерностям, навыков и приемов игры, скорректируют проблемные стороны в его развитии.
Литература:
1.    Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М., 2001.
2.    Юдовина-Гальперина Т. Б. Музыка и здоровье. Ранняя диагностика функциональных заболеваний. СПб., 2002.


К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz