Пятница, 17.11.2017, 20:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: социальная

Лойко О.Л. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Неблагоприятная экологическая ситуация в стране, повсеместное распространение вредных привычек (алкоголизм, курение, наркомания и), более половины нездоровых выпускников средних школ, гимназий, высших учебных заведений - эти факты говорят о том. что назрела необходимость с самого раннего детства формировать у ребенка установку на здоровый образ жизни, причем участие .в этом должны принимать не только родители, но и педагоги, медики, государство.

Как показывает практика, для того, чтобы перейти к здоровому образу жизни, многим подросткам ради этого приходиться изменить свои взгляды и мировоззрение, что, естественно, требует некоторых  волевых  усилий.  Как показал проведенный анализ проблемы, именно образ жизни является определяющим фактором состояния здоровья современной молодежи. Анализ категории «здоровый образ жизни» позволяет констатировать, что здесь имеют значение не только медицинские, но и социальные проблемы: материальное благосостояние, жилищные условия, соблюдение рационального режима труда и отдыха (23,2%), принципы сбалансированного питания (5,8%), физические нагрузки (31,9%), выполнение правил личной гигиены (5,9 %), отказ от вредных привычек (5,7%), предупреждение избыточных стрессовых состояний (8,7%).

Новая парадигма здоровья четко и конструктивно определена академиком ИМ. Амосовым: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя». Следовательно, определяющим путем, ведущим к здоровью каждого подростка, является изменение отношения к своему здоровью. Для этого надо желать быть здоровым и прилагать к этому усилия.

Здоровый образ жизни современной молодежи как система складывается, из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов: 1) культуры питания; 2)культуры движения и 3)культуры эмоций. Их анализ свидетельствует о том, что, например, в здоровом образе жизни питание является определяющим, так как оказывает положительное влияние и на двигательную активность, и на эмоциональную устойчивость. Анализ такого компонента, как культура движения показывает, что оздоровительным эффектом обладают только аэробные физические упражнения (ходьба, бег трусцой, плавание, катание на лыжах и др.) в природных условиях. Изучение культуры эмоций свидетельствует о том. что отрицательные эмоции (зависть, страх, ревность, обида, злость и др.) обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, любовь и др.) сохраняют здоровье, способствуют успеху. Как показывает проведенный анализ, сложившаяся система образования не всегда способствует формированию здорового образа жизни подрастающего поколения, а знания о здоровом образе жизни не всегда становятся их убеждениями. В школах рекомендации по здоровому образу жизни подросткам часто насаждаются в назидательной и категоричной форме, что не вызывает у них положительных реакций, не формирует ценностного отношения к здоровью.

Многие молодые люди, превосходно знающие о вредных свойствах табака и алкоголя и о риске развития злокачественных опухолей, возникающих при их употреблении, продолжают сознательно курить и употреблять алкоголь (43%).
Сегодня перед каждым педагогом и воспитателем остро стоит задача вести непрерывное валеологическое образование населения, начиная с самого раннего возраста. Одной из функций социальной педагогики является вапеологическая, включающая просветительскую работу в семье, разъяснение влияния личного примера родителей, их образа жизни на дальнейшую судьбу ребенка - это обязанность каждого педагогического работника. Именно школа, а далее средние специальные и высшие учебные заведения могут на современном этапе обеспечить систему образовательных мер, направленных на формирование здорового образа жизни молодежи. Так, например, в СШ № 145 г. Минска была разработана и внедрена в учебный процесс комплексно-целевая программа «Школа здоровья» на 2005-2010 годы. Целью данной программы стало сохранение и укрепление здоровья учащихся. Комплексно-целевая программа состоит из шести блоков, каждый из которых имеет свое определенное содержание работы, сроки и ответственного исполнителя: 1) организационная работа, 2) работа с педагогическими кадрами; 3) работа с учащимися; 4) работа с родителями; 5) мониторинг; 6) внутришкольный контроль (ВШК).

Таким образом, разработка и внедрение комплексно-целевой программы «Школа здоровья» в учебный процесс СШ № 145 способствовало:
  1. совершенствованию культуры здорового образа жизни учащихся, педагогов и родителей;
  2. повышению мотивации учащихся к занятию физической культурой и спортом;
  3. развитию работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности;
  4. появлению новых форм и методов в сохранении и укреплении всех аспектов здоровья учащихся;
  5. установлению взаимодействия педагогической и родительской общественности по формированию здорового образа жизни.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz