Пятница, 17.11.2017, 20:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: социальная

Ничишина Т.В., Зиновик О.В. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
Современная образовательная политика характеризуется повышением внимания к одаренным детям со стороны государства. В 2003 году утвержден Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004 -2010 годы, одним из направлений которого является совершенствование системы развития способностей и дарований детей независимо от их социального статуса, реализации их творческого потенциала, выявления, социальной и профессиональной поддержки талантливых детей, особенно проживающих в сельской местности. Принята программа «Молодые таланты Беларуси» на 2006-2010 годы, целью которой является создание целостной системы выявления, поддержки и развития творческого потенциала талантливой молодежи Беларуси. Разработано Положение о республиканском компьютерном банке одаренной молодежи, что позволит своевременно и адресно на государственном уровне оказывать поддержку молодым талантливым специалистам.

Успешность реализации мероприятий, проводимых государством по работе с одаренной молодежью, а также успешность обучения и воспитания одаренных детей во многом зависит от уровня квалификации специалистов, работающих с ними, их творческой активности, профессиональных качеств.

С целью выяснения представлений специалистов о важности и значимости организации работы с одаренными детьми было проведено исследование среди социальных педагогов школ г. Бреста (в опросе принимало участие 32 специалиста). Результаты опроса показали, что свою роль в работе с одаренными детьми социальные педагоги видят в: реализации диагностических мероприятий по выявлению одаренных детей (на это указано 44% респондентов); решении их проблем (39%); осуществлении посреднической функции в системе взаимодействия личности, семьи, школы (17%); развитии способностей одаренных детей с помощью специальных методик (17%); организации специальной работы с одаренными детьми (16%); консультировании родителей и детей (11%). Достаточно низкие показатели по всем направлениям работы с одаренными детьми объясняются тем обстоятельством, что многие социальные педагоги в проблемное поле своей профессиональной деятельности не включают работу с названной категорией детей.

Проведенное исследование обозначило противоречие в суждениях специалистов: с одной стороны, они отрицают необходимость работы с одаренными детьми, с другой -указывают на имеющиеся у таких детей проблемы, которые связаны с непринятием их окружающими (50%); трудностями в общении со сверстниками (17%); завышенной самооценкой (11%); отсутствием интереса к учебной деятельности; неспособностью встать на позицию другого, эмоциональной нестабильностью и др. Социальные педагога не всегда могут качественно решить возникающие проблемы детей и поэтому испытывают потребность в современных диагностических инструментариях выявления одаренности, в том числе и «скрытой» (28%); комплексных программах, позволяющих построить эффективную систему работы с одаренными детьми (16%).

Неготовность образовательной системы решить проблему формирования творческой, интеллектуально развитой личности проявляется и в недостаточном уровне подготовки учителей к работе с одаренными детьми, несформированностью у них необходимых умений и навыков.

Исследование по определению склонности учителей к работе с одаренными детьми (в опросе принимало участие 50 учителей г. Бреста и Брестской области) показало, что только один учитель имеет большую склонность к работе с данной категорией детей, у него есть для этого потенциальные возможности, он способен стимулировать творческую активность детей, 49% респондентов имеют средний уровень диагностируемого качества.

Обобщенный портрет ученика, с которым хотели бы работать учителя, выглядит следующим   образом    (характеристики    перечисляются    в    порядке   убывания их «популярности», т.е. количества выборов среди 50 учителей, участвующих в исследовании): организованный, дисциплинированный, общительный, эрудированный, вдумчивый, «индивидуальный», не всегда подчиняющийся большинству. Такие характеристики учащихся, как «выбивающийся из общего темпа», «неровно успевающий», «тугодум», «странный в поведении, непонятный», «не умеющий общаться, конфликтный», не попали в число «популярных». А ведь именно эти качества характеризуют нестандартную, неординарную личность.

Как видим, практика работы в школе свидетельствует о недостаточной подготовке специалистов к решению всего комплекса вопросов, касающихся выявления, обучения, воспитания и развития одаренных детей, осуществления диагностики прогноза и развития, оказания им психолого-педагогической помощи. Поэтому целесообразно в период обучения в вузе кроме базовых знаний по проблеме работы с одаренными детьми развивать у студентов личностные и профессионалы ю-деловые качества, необходимые для дифференцированной работы с названной категорией школьников.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz