Пятница, 17.11.2017, 20:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: социальная

Перевышина Н.Ю. АРТ-ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации в настоящее время ежегодно увеличивается число детей, имеющих различные отклонения в психофизиологическом развитии. У значительной части школьников отмечается наличие психоэмоциональных нарушений, проявляющихся в повышенном уровне личностной тревожности, депрессиях, дезадаптации к социальной действительности, коммуникативных затруднениях. В этих условиях перед педагогической наукой и системой специального образования остро встает вопрос социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, создания оптимальных условий для их социальной активности и адаптации в окружающую среду наравне со здоровыми детьми. Одним из мощных педагогических средств при работе с такими детьми является арт-терапия.

Современные исследования психофизиологических основ восприятия человеком искусства научно доказывают глубинное и многогранное воздействие художественной деятельности на весь организм человека. При этом особая роль отводится музыке. На огромную «терапевтическую» роль музыкального звука указывает один из ведущих просветителей в области связи музыки и целительства Д. Кемпбелл, который в своих работах приводит исторические свидетельства, что танцы и звуковое тонирование появились значительно раньше, чем членораздельная речь. Поскольку музыка является специфическим видом эмоционального контакта и обладает определенным психофизиологическим кодом ее создателей и интерпретаторов, она способна изменять особенности протекания всех психофизиологических процесссов в организме человека.

Так восприятие музыки, ее исполнение, музыкально-ритмические движения нормализуют физический тонус ребенка, улучшают кровообращение, развивают дыхательную систему, координируют движение и моторные функции. Посредством музыки можно снять нервно-психическое напряжение, мышечные зажимы, целенаправленно развивать эмоциональную отзывчивость, креативные и коммуникативные способности. В процессе музыкального творчества осуществляется трансцендентальный выход ребенка из зоны психофизической дезадаптации. Побывав в образе другого, здорового человека, больной ребенок возвращается к самому себе уже другим и выстраивает новую «Я -концепцию» в том направлении, которое ему подсказал собственный музыкально-художественный опыт.

Одним из высокоэффективных направлений арт-терапии на музыкальных занятиях является хореотерапия. Двигательная активность, которую проявляет ребенок в движении и танце стимулирует, восстанавливает и организует взаимодействие между различными уровнями психофизиологической деятельности.

Отечественные ученые-дефектологи К. Ю. Ретюнский, С. И. Спектор выделяют три этапа хореотерапии в нормализации психофизиологических функций человека.

Первый уровень — активизации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов. Здесь регулируется общий энергетический фон, обеспечивающий все психические процессы, поддерживается тонус мышц. Данный этап особенно значим для детей с аффективной и активационной лабильностью, гиперактивностью, быстрой истощаемостью нервно-психических процессов, неловкостью и недостаточной координацией

Второй уровень — операциональное обеспечение психомоторного взаимодействия с окружающим миром. На этом уровне обеспечивается способность владения телом и пространством, развитие перцептивных и мнестических возможностей, преодолевается бедность, однотипность движений в пространстве, несформированность сенсомоторных. координации и пространственных представлений. На данном этапе  используются упражнения, направленные на развитие чувства ритма, восприятия и памяти, на преодоление кинетических трудностей и динамическую организацию двигательного акта.

Третий уровень - развитие произвольной регуляции и смыслообразующих функций психомоторных процессов, выработка новых способов коммуникации. Здесь обеспечивается программирование, регуляция и контроль над протеканием психической деятельности. Таким образом, поэтапно с помощью движений у ребенка обеспечивается развитие осознанного восприятия своего тела, контроль за движениями, рефлексия мышечных ощущений, овладения своим телом и пространством, новыми способами коммуникации, а также происходит познание себя и окружающего мира. На всех этапах музыкальной коррекции важнейшими являются методы личностно-творческого самовыражения. Их применение основано на привлечении учащимся широкого спектра вербальных и невербальных средств, с целью трансляции окружающим своего Я - сообщения, своих эмоций, мыслей, чувств и переживаний.

Большое коррекционное значение в процессе реализации творческого самовыражения учащихся имеет метод свободной музыкальной импровизации. Глубокий терапевтический эффект достигается посредством использования в процессе музыкальных занятий метода звукоизобрэзительной мелодизации. Этому способствует пластическое интонирование, которое включает в себя двигательные упражнения, танцы, пантомимические приемы, образные движения.

Таким образом, арт-терапевтические технологии на музыкальных занятиях позволяют целенаправленно осуществлять коррекцию дезадаптивных состояний учащихся с нарушениями психофизиологического развития.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz