Пятница, 17.11.2017, 20:10
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: социальная

Шабашева И.В. ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Социальные запросы, предъявляемые к школе, диктуют учителю поиск новых форм обучения. Одной из таких актуальных является проблема интеграции обучения в начальной школе.

Интеграция - процесс сближения, связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Она совершенствует предметную систему, помогает преодолению ее недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами. Задача интеграции состоит в том, чтобы помочь учителям осуществлять объединение отдельных элементов и частей разных предметов в единое целое при однотипное™ целей и функций обучения.

Поиски эффективных путей повышения процесса обучения в школе все больше приводят ученых, педагогов-практиков к проблеме интеграции. В исследованиях ряда ведущих ученых-педагогов (Г.Ф. Федорец, Л.П. Ильенко, Ю.М. Коляган, Л.В. Куриленко, В.Н. Лямина, Э.Л. Мельник и другие) интеграция выступает как условие единства обучения и воспитания. В современных условиях без интеграции в учебном процессе нельзя рассчитывать на качественные результаты в образовании. Актуальность интеграции в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, когда наблюдается ярко выраженная интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний.

Традиционное школьное обучение в последнее время пронизывают процессы интеграции и дифференциации. В современной школе с одной стороны, представлены идеи дифференциации обучения, которые реализуются через обучение в младших и старших классах (возникновение школ и классов разного профиля, относящихся к гуманитарному, техническому или физико-математическому направлению). С другой - это идеи интеграции, проникающие, прежде всего, в начальную школу по нескольким направлениям и уровням:
  • появление новых курсов;
  • объединение уроков в циклы (блоки), объединяющих материал одного ряда предметов с сохранением их независимого существования;
  • разовые интегрированные уроки разного уровня и характера по обобщению, закреплению темы и др.
Интеграция учебных предметов предполагает выполнение трёх условий: 1) объекты исследования должны совпадать или быть достаточно близкими; 2) в интегрируемых учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования; 3) интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях [1].

В научно-педагогической литературе выделяют разные уровни интеграции. Уровни интегративного процесса в исследованиях Ю.С. Тюнникова [2] характеризуются как степени изменения итегрируемого содержания (учебного предмета или процесса обучения) в плане приобретения большей согласованности, организованности, целостности. При определении уровней интеграции, как считает автор, большое количество уровней затруднит определение и оценку достаточно тонких сдвигов в педагогических процессах. Он выделяет следующие уровни интеграции:
  1. низкий, уровень модернизации, соответствующий знаниям одного предмета и не меняющий общего состояния учебной работы;
  2. средний, уровень комплексирования. На данном уровне изменения в исходном содержании достигаются на основе двух и более предметов, при котором объем дидактического содержания будет выходить за рамки учебных предметов;
  3. высокий, уровень синтеза целостною новообразования. Интегративный процесс     на     данном     уровне     сопровождается     в     одном     случае коренной перестройкой ранее сложившегося содержания, в другом - синтез дидактического содержания будет выходить за рамки учебных предметов.
Таким образом, разработка уровней интеграции содержания учебного материала позволяет организовывать отбор и усвоение учащимися знаний различной целостности.

Многие учёные приходят к выводу, что интегрированное обучение является одновременно и целью, и средством обучения. Как цель обучения интеграция помогаем школьникам целостно воспринимать мир в его многообразии. Интеграция как средство обучения учащихся способствует приобретению новых знаний, представлений, на стыке традиционных предметных знаний. Кроме того, интенсифицируя учебный процесс, интеграция способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока, в условиях интегрированных курсов.

ЛИТЕРАТУРА
1.    Колягин Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе /ЮМ. Колягин //Начальная школа. - 1989. - № 3. - С.52 - 53.
2.    Тюнников Ю.С. Методика выявления и описания ингегративных
процессов в учебно-воспитательной работе С ПТУ /Ю.С. Тюнников - М.:
АПН СССР, 1988.-47 с.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz