Пятница, 17.11.2017, 20:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: социальная

Татаринова Н.М. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШАЮЩЕТО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Правонарушающее поведение подростков является одной из наиболее опасных форм отклоняющегося (девиантного) поведения, так как угрожает благополучию других людей, социальному порядку, нравственному здоровью общества, подготавливает взрослую преступность. Современный рост преступности несовершеннолетних свидетельствует о необходимости осмысления старых и поиска альтернативных научных подходов к решению проблемы.

Педагогическая профилактика правонарушений учащихся в советский период была осмыслена в связи с предупреждением педагогической запущенности, которая понималась как невозможность учащегося (в силу недостаточных знаний и умений) соответствовать требованиям, предъявляемым к нему родителями, учителями, детским коллективом. Основными показателями педагогической запущенности считались неуспехи в учении и отклонения в поведении. Теория перевоспитания (А.И. Кочетов, НИ. Верцинекая, А.Е. Тарас, М.А. Алемаскин, А.И. Невский, Л.М. Зюбнн, А.И. Селецкий и др.), реализуемая в то время в учреждениях образования, предполагала «перестройку стереотипа поведения, исправление нездоровых влияний и неблагополучных условий, рождающих отрицательные качества и черты поведения, предупреждение и преодоление трудновоспитуемое™, аморальности и преступности». Формирование личности «по образцу» требовало «переделки» тех учащихся, которые не вписывались в прокрустово ложе требований авторитарной педагогики. Такие признаки, как плохая учёба, плохое поведение, сопротивление педагогическим воздействиям учащихся свидетельствовали о «необходимости предотвратить и преодолеть сопротивление воспитанника педагогическому воздействию, сосредоточить своё внимание на борьбе с отрицательными качествами и привычками учащихся» (В.Г. Баженов). Представляется, что подобное понимание педагогической профилактики правонарушений подростков скорее напоминает военные действия, чем процесс воспитания. Насилие порождает только насилие. Теория перевоспитания как порождение авторитарной педагогики не выдержала испытания временем.
 
Изменение воспитательной парадигмы, переход на личностно-ориентированные, гуманистические, ненасильственные позиции в образовании, осмысление трудновоспитуемости как результата неблагополучной социальной адаптации личности потребовало пересмотра сущности превентивной педагогической деятельности. С позиций социоадапгивного подхода к проблеме в качестве источника нарушенной социализации личности рассматривается социальная дезадаптация. Социальная дезадаптация — это нарушение детьми и подростками норм морали и права, деформация системы внутренней регуляции, ценностных ориентации, социальных установок. Как источник отклоняющегося поведения учащихся она должна стать предметом воспитательно-профилактической деятельности учреждений образования. Педагогическая профилактика социальной дезадаптации предполагает развитие и коррекцию ценностных ориентации учащихся, актуализацию положительного в личности, активное обучение подростков социально-важным навыкам, формирование личностной и социальной компетентности. Через обучение осуществляется переработка и усвоение получаемой информации, учащийся «присваивает» (В.П. Наумчик) необходимые для полноценного социального взаимодействия знания, учится критически мыслить, принимать осознанные решения, устанавливать такие межличностные отношения, при которых пытается осознать себя и понять других, ставит конкретные цели, умеет договариваться с окружающими с учетом их потребностей и желаний.

Фундаментальными в современной педагогической профилактике правонарушений несовершеннолетних должны стать идеи великих педагогов и психологов: Н.И. Пирогова. К.Д. Ушинского. Н.А. Добролюбова, В.Г. Белинского, Л.Н. Толстого, К.П. Вентцеля, В.II. Мяснщева, A.M. Острогорского, П.Ф. Каптерева, ПЛ. Бл о некого, Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, В.Н. Сорока-Рос и не кого, А.С. Макаренко, СТ. Шацкого, В.П. Кащенко В их работах заложены основы гуманистической педагогики, подняты вопросы о нравственной основе воспитания; ненасилии и непринуждении в воспитании; индивидуальном подходе и создании помогающих воспитывающих условий для природосообразного развития детей; о гуманистической направленности и целостности учебно-воспитательного процесса; саморазвитии и самовоспитании как ведущих путях развития личности; о научном, комплексном, диагностическом подходе к воспитанию; роли личности воспитателя, его нравственном авторитете и взаимоотношениях с воспитанниками; соединении воспитания с жизнью и трудом; коллективном характере воспитания и т.п.

Мы полагаем, что не авторитарное перевоспитание, а социоадаптивный - защитно-охранный, восстановительный, ненасильственный - подход к педагогической профилактике правонарушений подростков создаст предпосылки для обеспечения нравственного здоровья общества и законопослушного поведения подрастающего поколения.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Взято с http://swtor-guild.com/
Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz