Пятница, 17.11.2017, 20:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: социальная

Ткачук A.M. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ О ДЕВИАНТНОМ ПОВЕДЕНИИ
Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных форм проявления девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой, социальным педагогом в качестве первостепенной задачи совершенствование и улучшение уровня содержания работы с детьми и подростками отклоняющегося поведения. К основным направлениям социально-педагогической деятельности с учащимися девиантного поведения ученые (А.И. Левко, М.И. Рожков М.А. Галагузова, М.В. Шакурова, Н.И. Никитина и др.) относят: воспитательно-профилактическую работу и социальную реабилитацию детей. Одним из самых важных и, в то же время наиболее сложных направлений работы социального педагога, является профилактика девиантного поведения учащихся, т.е. комплекс мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении несовершеннолетних.

С целью исследования представлений несовершеннолетних о девиантном поведении нами было проведено анкетирование среди 154 учащихся 10-11-ых классов общеобразовательных школ г. Бреста.

Качественный анализ полученных результатов позволил нам сделать следующие выводы. Представления большинства анкетируемых (98%) о девиантном поведении свидетельствуют о том, что подростки в полной мере осознают те поступки и действия, которые не соответствуют принятым в обществе правовым и нравственным нормам, ценностям, образцам, стандартам жизни и деятельности, ролевым ожиданиям.

Наиболее типичными формами отклоняющегося поведения, по мнению подростков, являются воровство, нарушение правил поведения в школе, грубость и сквернословие, употребление алкоголя, хулиганство и т.п. Интересен тот факт, что курение как форма девиантного поведения в представлении учащихся занимает лишь шестое место в перечне различных видов отклоняющегося поведения. Это можно объяснить тем, что курение приобрело массовый характер и не предусматривает правовых мер ответственности.

На вопрос о причинах девиантного поведения несовершеннолетних ответы распределились следующим образом: 71% опрошенных считают, что девиантное поведение обусловлено стремлением к самостоятельности и независимости, 37% -неблагоприятной ситуацией в семье, 18% учащихся - повышенной возбудимостью, неумением контролировать себя, 13% - стремлением получить сильное впечатление. Анализ полученной информации приводит к выводу о том, что среди причин девиантного поведения несовершеннолетних определяющее значение имеют возрастные предпосылки (повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, обостренность чувства независимости, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения и т.д.) и неблагоприятные ситуации, в которых оказывается подросток в процессе социализации

На вопрос «Если бы у вас возникли проблемы, с которыми самим невозможно справиться, к кому бы вы обратились за помощью?» 35% респондентов ответили, что обратились бы к друзьям, 21% опрошенных - к психологу, 16% учащихся ответили, что справятся самостоятельно, 15% -к родителям, 8% - к социальному педагогу, 5% учащихся предпочли бы обратиться к учителю. Проведенное исследование указывает на достаточно низкие показатели обращения учащихся к специалистам, способным оказать помощь детям и подросткам, имеющим проблемы и трудности. На наш взгляд, это связано с возрастными особенностями подросткового возраста (стремление к независимости, самостоятельности, автономизация от взрослых и т.д.), а также с недостаточной информированностью молодежи об организациях и службах, оказывающих квалифицированную помощь несовершеннолетним в решении жизненных проблем.

Для определения уровня знаний учащихся о последствиях девиантного поведения исследуемым было предложено ответить на вопрос «К чему может привести отклоняющееся от общепринятых норм поведение?». Так, к наиболее распространенным последствиям девиантного поведения несовершеннолетних 71% опрошенных относят уголовную и административную ответственность, 11% - общественный беспорядок, 18% респондентов затруднились ответить на соответствующий вопрос анкеты.

Таким образом, результаты исследования по проблеме девиантного поведения учащихся и мер его социальной профилактики и реабилитации свидетельствуют о том, что существует явная тенденция к росту девиантного поведения несовершеннолетних. Обнаруживаются качественные изменения в представлении подростков об отклоняющемся от норм поведении, недостаточный уровень знаний учащихся о последствиях девиантного поведения, слабая степень информированности молодежи об организациях и учреждениях, способных оказать профессиональную социальную, педагогическую, психологическую, медицинскую помощь и т.п. Поэтому, организуя профилактическую работу, социальному педагогу следует уделить больше внимания просветительской деятельности, раскрыть правовой аспект последствий различных форм девиантного поведения несовершеннолетних, познакомить с социальными опасностями, которые возникают в результате безответственного и необдуманного поведения, формировать устойчивое положительное отношение к собственному здоровью и негативное отношение к употреблению веществ, вызывающих зависимость, учить рационально и эффективно организовывать свой досуг, а также принять ряд мер по ликвидации уже имеющихся у учащихся форм девиантного поведения.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz