Четверг, 13.12.2018, 21:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Алексеенок Д.В. ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЖИЗНИ И ПРОФЕССИИ
Теоретический анализ такой психологической проблемы как смысл жизни убедительно свидетельствуют о том, что его можно подвергать рассмотрению в качестве своеобразных координат индивидуального многомерного мира человека, некого жизненного пространства; в основе смысла жизни как психологического образования лежит иерархически организованная система смыслов, включающая определенные идеи, жизненные цели, ставшие для человека ценностями высочайшего порядка. Смысл жизни как психологический механизм существенно обусловливает поведение человека и становление ею личности и как психологическое образование позволяет ему воспринимать каждую конкретную ситуацию в свете целостного «жизненного пространства», намечать и реализовывать собственные цели, приобретая тем самым особое отношение к времени жизни [1,2.3,4].

Время обучения в вузе является для молодого поколения новым жизненным этапом, характеризующимся увеличением эмоциональной насыщенности жизни, наполненности её новыми смыслами. Мы рассматриваем студента не только в качестве будущего специалиста, а как личность на новой ступени ее социального становления. Поэтому считаем особенно важным не пропустить этот сензитивный период для становления и формирования ценностно-смысловой сферы, обеспечивающей дальнейшее развитие личности в целом, и как профессионала, в частности.

При изучении смысложизненных ориентации студентов при использовании «Теста смысложизнениых ориентации» Д.А.Леонтьева, полученные нами экспериментальные данные на выборке из 170 человек свидетельствуют о том, что осмысленность жизни студентов значимо положительно коррелирует со всеми шкалами данной методики. Активность, организованность и направленность жизни, ее наполненность смыслом (что и заключается в высоком уровне ее осмысленности) обеспечивают присутствие у испытуемых целей в будущем; они воспринимают жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом процесс; студенты воспринимают прожитую часть жизни достаточно продуктивной и осмысленной, верят в сознательный контроль человека над жизнью и в личную возможность осуществлять этот контроль. Корреляционный анализ также выявил значимую отрицательную связь курса обучения и шкалами «цели жизни» и «результат», что свидетельствует о том, что с увеличением курса обучения уменьшается удовлетворенность прошлым и будущим, то есть по мере обучения для студентов уменьшается значение и осмысленность прожитой ими части жизни и целенаправленность будущей. Также сравнительный анализ по курсам обучения без разделения по полу, показал, что для студентов 1 курса в основном характерна установка на будущее, которое имеет ясные и четкие цели, для них жизнь в значительной степени осмыслена. Студентам 1 курса в преобладающей степени свойственно убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их, нежели студентам 2 курса. Данная особенность студентов 1 курса может быть объяснена недавним успехом поступления в вуз. Для студентов 5 курса жизнь менее осмыслена и направлена по сравнению со студентами 4 курса, также их будущее уже не имеет достаточно четкие цели. Отсутствие в жизни студентов выпускных курсов выраженных целей в будущем, снижение удовлетворенности прошлой жизнью показывает; что для них поступление в университет являло собой начало нового жизненного этапа с одновременным определением целей на ближайшее будущее - период обучения в вузе, в то время как ситуация окончания процесса обучения и приближение полностью самостоятельной жизни приводит к неспособности четко определить свою дальнейшую жизнь и выделить, осмыслить продуктивные моменты в прошлом.

Таким образом, мы видим, что смысловая сфера личности студентов характеризуется своими содержательными особенностями, которые указывают па исключительную значимость данного периода жизни для дальнейшего развития и становления личности в целом, и как профессионала, в частности. Мы исходим из того, что профессиональную подготовку нужно рассматривать как путь к реализации собственного смысла жизни, согласию с собой, гармонизации личности. Отсюда очевидна необходимость психологической поддержки в процессе становления и переосмысления ценностно-смыслового отношения к жизни и профессии, особенно во время обучения в вузе.

Литература:
  1. Абульханова Славская К.А. Диалектика человеческой жизни, - М : Мысль, 1977.
  2. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности.. - М., Смысл, 2003. - 487 с.
  3. Рубинштейн СЛ. Человек и мир. Проблемы общей психологии. - М. - 1973. - 424 с.
  4. Чудновский В.Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смысла жизни // Мир психологии. - 2001, №2,с.82-89.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz