Пятница, 17.11.2017, 20:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Андрейко Н.В. ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ НА ХАРАКТЕР САМОМОНИТОРИНГА
Юность - это такой возрастной период развития человека, который связан с подготовкой молодежи к будущей взрослой, трудовой жизни. Проблема самоактуализации личности в юношеском возрасте приобретает особую актуальность в связи с тем, что данный возраст является только началом становления взросления, началом принятия ответственности за свою будущую жизнь, а также характеризуется отсутствием наработанного, пережитого и выстраданного собственного (не чужого, насоветованного, зачастую абстрактного) опыта, что в сильной степени затрудняет их ориентацию в социальной действительности, саморегуляцию ими своего поведения в ответ на постоянно меняющиеся условия социальной среды и действия, реакции других людей.

По мнению ученых, главными новообразованиям и юношеского возраста выступают профессиональное и личностное самоопределение, формирование идентичности и др. При этом часто возникают вопросы «Кто я? Зачем я пришел в этот мир? Каков смысл моей жизни? Какими способами достичь самореализации?», Ответы на эти вопросы юноши и девушки находят, преодолевая кризис 17 лет, либо сами, либо при помощи специалиста -педагога, психолога. Только, когда юноши будут понимать себя, они смогут осознать свою роль в обществе и стремиться к самоактуализации, к личностному развитию и профессиональному становлению. Известный психолог Абрахам Маслоу по этому поводу говорил, что «если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, предупреждаю, вы будете глубоко несчастны всю жизнь».

В связи с вышеизложенным целью нашего исследования выступает изучение влияния уровня самоактуализации в юношеском возрасте на характер самомониторинга.

Объект исследования - юношеский возраст, предмет исследования - самоактуализация и самомониторинг в юношеском возрасте.
Выборка нами была составлена из 40 учащихся 10 «А» и «Б» классов, СШ № 20 г. Бреста (из них 19 девушек: и 21 юношей). Возраст респондентов варьировался от 16 до 17 лет.

Гипотеза: уровень самоактуализации юношей и девушек будет определять характер их самомониторинга.
Для проверки выдвинутого предположения в исследовании использовались методики:
1) тест < САМО АЛ» (А. Маслоу);
2) опросник самомониторинга (A.M. Спайдер).

Исследование включало в себя два этапа.
На первом этапе применялась первая методика (А. Маслоу), направленная на изучение уровня самоактуализации юношей и девушек.

Полученные результаты показали, что уровень самоактуализации в юношеском возрасте оказался средним, равным 52,5%. Результаты по первой методике подсчитывались в целом, по группе респондентов. При этом, в целом по группе уровень самоактуализации у девушек составил - 25%, а у юношей - 27,5%.

На втором этапе проводилось изучение уровня самомониторинга среди респондентов. Понятие самомониторинг введено Марком Снайдером в 1974 г. и означает тенденцию к регулированию собственного поведения в целях соответствия требованиям социальной ситуации. Это вид социального регулирования в ответ на действия, реакцию других.

У респондентов был выявлен средний уровень самомониторинга, что составляет 9% (4,4% - у девушек и 4,6% - у юношей). Результаты по второй методике подсчитывались нами по целой группе школьников в виду того, что нами не ставились корректировочные задачи при проведении исследования. Однако если таковые задачи ставятся, то подсчет результатов производится и по каждому отдельному школьнику.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что полученные результаты в ходе проведенной работы подтверждают выдвинутую нами гипотезу. Уровень самоактуализации девушек и юношей оказывает влияние на характер их самомониторинга. Так, был выявлен средний уровень самоактуализации у респондентов 52,5%, что также сказалось и на характере их самомониторинга - 9% респондентов (средний уровень). На наш взгляд, это можно объяснить тем, что Я-концепция у школьников еще полностью не сформирована, продолжается ее развитие и обретение ими идентичности. Необходимость личностного и профессионального самоопределения, стремление к самоактуaлизации - всё это кажется ребятам еще достаточно абстрактным и отдаленным.

Мы предполагаем, что через год эти ребята показали бы совсем другие результаты при проведении обследования. В выпускном классе социальная ситуация развития меняется, выдвигая на первый план не саму учебу и общение школьников, а задачи самоопределения в жизни и профессии, самоактуализации и саморегулирования, которые становятся более напряженными и актуальными, примеряются школьниками к условиям и возможностям окружающей их социальной реальности.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Статья взята с сайта
Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz