Вторник, 11.12.2018, 14:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Азаренок Г.С. ПАРАДИГМЫ ЯЗЫКА И РЕЧИ И КОНТЕКСТНАЯ РЕЧЬ ДОШКОЛЬНИКА
По мере присвоения языка ребёнком его речь развивается от наглядно-действенной, ситуативной формы, до интеллектуальной, контекстной. Контекстную речь надо признать ведущей, системообразующей в развитии содержания сознания, так как она обеспечивает словесное обобщение и актуализацию уже имеющегося чувственного опыта, создаёт новый опыт в виде обобщённых динамичных предметных представлений [1].

При создании условий формирования контекстной речи дошкольника важно знать, какую роль играет наследственность, психологический аспект и в какой мере способность к языку и речи зависит от социальных воздействий. Всё многообразие современных теорий языка и речи сводят к трём парадигмам, соответственно истолковывающим сущность языка и речи как явления биологического, психического или социологического [2]. Каждый из этих подходов страдает обособленностью, односторонней трактовкой сущности языка и речи и нетерпимостью к другим учениям. Однако и сами теории, и их критика содержат много ценного для современного понимания сущности языка и речи, для учёта средств, обеспечивающих развитие контекстной речи дошкольника.

Преобладающей в XX веке была социологическая модель [3]. Сторонники этой теории отмечают, что в речевом онтогенезе прослеживаются внешние, социальные влияния: изначально дети усваивают тот язык, который использует окружающая их среда; с возрастом ребёнок может воздействовать на свой язык, способен к обучению иностранным языкам; языковые нормы регулируются и поддерживаются социумом и т.д. Представление о социальной сущности языка оказало влияние на позиции отечественных психологов. Это отразилось в теории «вращиваиия» в психику ребёнка данного ему в общении языка. Внешняя речь детей через речь внутреннюю становится орудием их мысли [4]. Аналогичное мнение выражали и зарубежные психологи, которые считали, что человеческая психика формируется культурной средой (М.Мид, Дж.Уотсон, Б.Ф. Скиннер). В середине XX века социологическая позиция резко критикуется (Pinker S., 1994).

Биологическая теория языка и речи указывает па то, язык понимается в ней как явление врождённое, наследственное. В рамках этой теории Н Хомский попытался объяснить тот факт, что ребёнок в возрасте от полутора до двух с половиной лет практически овладевает всем многообразием форм речевых высказываний (Chomsky N., 1980). Точку зрения Хомского, подкреплённую эмпирически, поддержали многие последователи, но она не стала общепринятой и вызвала несогласие многих авторов, как зарубежных, так и отечественных. Особенно активно возражал идее Н. Хомского Ж. Пиаже. Основная линия критики состоит в гом, что в этой теории не учитываются многие факторы социальной и когнитивной природы.

Психологический подход к сущности языка и речи указывает на то, что возникновение и функционирование языка и речи тесно связано с психическими процессами. Речсязмковая способность человека определяется особенностями его внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, обусловлена такими психическими законами как законы ассоциации и аналогии. Этот подход к языку рассматривается с точки зрения говорящих, общения. Сформировался он в XIX - XX веках и предопределил появление нескольких направлений: социально-психологического, индивидуально-психологического и психолингвистического.
Другие исследователи детской речи (АН. Гвоздев, И.А. Рыбников) отмечали в речевом онтогенезе сбалансированность внешних и внутренних факторов, придавали значение каждому из них.

В настоящее время Т.Н. Ушакова и её коллеги предлагают новую концепцию речевого онтогенеза, в которой подчёркивается значение внутренних психофизиологических механизмов ребёнка. Полученные факты изысканий учёных позволяют объяснять речевой онтогенез не только как восприятие и подражание воспринятому образцу, но и как изобретение языка каждым ребёнком. Развитие речи ребёнка происходит на основе интенциональной организации речи окружающих и самого маленького человека [5].

Таким образом, сущность языка и речи в плане их возникновения и с точки зрения функционирования определяется тесным сплетением биологических, психологических и социальных факторов И в рамках этого понимания возможно рассмотрение проблемы развития контекстной речи дошкольника.

ЛИТЕРАТУРА
1.    Сперанская Г.Л. Ситуативная и контекстная речь как выражение образного и понятийного содержания сознания // Пахалопя. - 2006. - №4. - С. 35-40.
2.    Алефиренко Н.Ф. Теория языка. Вводный курс. - М: Изд. центр «Академия», 2004. - 368 с.
3.    Ушакова   Т.Н.   Двойственность   природы   речеязыковой  способности   человека //
Психологический журнал. - 2004.. - Том 25. - № 2. - С. 5-16.
4.    Выготский Л.С. Мышление и речь // Избр. психологические исследования. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. - С. 39-388.
5.    Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. - 2004. ~- № 5. -С. 4-15.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz