Воскресенье, 19.11.2017, 22:25
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Балакина Н.Н. О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Музыкальное восприятие лежит в основе всех форм приобщения детей к миру музыкального искусства. Это сложный многоуровневый процесс, включающий в себя «физическое слышание музыки, ее понимание, переживание и оценку» (А.Н. Сохор). Успешное педагогическое руководство развитием музыкального восприятия у детей предполагает педагогическое взаимодействие учителя и ученика. Он является таким же активным участником познания музыки как и учитель.

Развитие школьника зависит от неповторимого сочетания способностей и качеств личности у каждого ребенка. Вместе с тем при коллективной работе на уроках музыки в общеобразовательной школе учителю необходимо учитывать в первую очередь возрастные особенности музыкального восприятия школьников. В научной и методической литературе недостаточно внимания уделяется изучению данных особенностей. Это негативно влияет на разработку методики развития музыкального восприятия младших школьников.

В разное время данному вопросу уделялось внимание в работах В. К. Белобородовой, Т. В. Нагорной, С. X. Шаломович. Они отмечали, что у младших школьников преобладает сенсомоторный характер музыкального восприятия и склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации с персонажами музыкальных произведений. По мнению В. К. Белобородовой, дети семилетнего возраста слабо ориентируются в различении некоторых средств музыкальной выразительности и в большей степени реагируют на динамику звучания, темп, регистр, тембровую окраску.

Проведенное нами исследование в целом подтверждает, что при определении содержания музыкальных произведений дети семи лет в первую очередь реагируют на динамику и темп: музыка быстрая и громкая, по их мнению, чаще всего веселая, а медленная и тихая -грустная. Но при целенаправленной работе по выявлению интонационного развития в музыкальных произведениях дети уже замечают регистровые изменения, исполнительские штрихи, звуковысотную линию мелодии, метроритмические изменения в их неразрывном единстве.
 
Таким образом, ситуация изменяется, если выразительные элементы музыкальной речи рассматриваются в контексте интонации и не разрушается характерная для младших школьников целостность, непосредственность и эмоциональность восприятия. Интонационная выразительность музыки понимается и переживается младшими школьниками более успешно, чем выявление выразительности отдельных искусственно выделенных элементов музыкальной речи.

Младшим школьникам близка музыка об окружающей природе, о мире сказок, игрушек, животных и реже интересна музыка о переживаниях другого человека. Это связано с ситуативностью и неустойчивостью проявления у них эмоциональной отзывчивости на музыку, с \ недостаточным музыкальным и жизненным опытом.

Для изучения некоторых особенностей музыкального восприятия детей нами было проведено исследование в многочисленных школах г. Минска (охвачено более 600 учащихся). Без дополнительной информации и эмоциональной настройки дети письменно выполняли задания по определению содержания музыкальных произведений, смысловой выразительности интонационных мотивов и музыкальных средств, создающих данную выразительность. В качестве музыкального материала детям предъявлялись «В пещере горного короля» из сюиты Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» и два разнохарактерных фрагмента из пьесы Ф. Листа «Лорелея».

Приведем данные, полученные в результате анализа работ детей по фрагменту из пьесы Ф. Листа «Лорелея»(33—65 тт.). Младшие школьники дали следущие определения: грустная — 66%, спокойная — 36%, задумчивая — 15%, танцевальная — 17%, ласковая, нежная — 15%, мягкая — 11%, приятная, красивая — 10% детей. В 15% работ отсутствовали соответствующие содержанию определения.

В высказываниях детей семи-восьми лет на первом месте нередко оказывались внемузыкальные представления и ассоциации: телесно-моторные, пространственные и звукоречевые. Чаще всего (в 70% работ) наблюдалась предметно-зрительная направленность ассоциаций, подробно описывались образы мерного покачивания волн, плывущих по ним корабля, лодочки, лебедя и т.п. В 75 % работ ассоциации со зри¬тельными образами дополняли описание эмоциональных впечатлений детей и в основном соответствовали выразительной интонационной сущности данного музыкального фрагмента.

В результате предъявления одного и того же музыкального произведения в семь и девять лет мы получили данные, свидетельствующие о том, что у детей девятилетнего возраста (в 80 % работ) описание конкретных зрительных образов и событий уходит на второй план. Больше внимания уделяется собственной эмоциональной реакции детей, рассказу о переживаниях, связанных с музыкальным произведением.

Мы также пришли к выводу, что младшие школьники при условии полноценных музыкальных занятий способны давать довольно точные характеристики образного содержания музыки, интуитивно и достаточно верно воспринимать смысловую выразительность интонационных мотивов. Если музыкальное произведение доступно и соответствует их жизненному и музыкальному опыту, дети не уступают взрослым по богатству и яркости музыкальных впечатлений.

Учет возрастных особенностей создает дополнительные возможности для активизации музыкального восприятия младших школьников.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz