Пятница, 17.11.2017, 20:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Барановская М.С. ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ГРУППОВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Необходимость совершенствования производственного процесса в профессиональных коллективах диктуется значительными изменениями, происходящими в социально-экономическом комплексе Республики Беларусь, а также все возрастающей ролью человеческого фактора на производстве. Важную роль в решении данной проблемы играет изучение и поиск путей оптимизации социально-психологического климата в профессиональных коллективах. Это направление, наряду с профессиональным отбором, эргономическим обеспечением деятельности и способами сохранения и восстановления работоспособности, позволяет существенно повысить функциональную надежность системы «человек-человек».

«Известно, что важнейшим фактором, оказывающим решающее влияние на морально-психологическую атмосферу коллектива, структуру взаимоотношений и общение, является руководство» [1, 201]. Целью настоящего исследования является изучение влияния личностных характеристик руководителя на социально-психологический климат в профессиональном коллективе. Под социально-психологическим климатом мы понимаем характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в группе, связанный с удовлетворенностью условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами. Для изучения данного феномена нами использовалась методика изучения социально-психологического климата коллектива Б.Д. Парыгина [3]. В качестве методологической основы для изучения личностных характеристик руководителей нами используется пятифакторная модель личности П. Коста и Р. МакКрея, как наиболее обобщенная и универсальная таксономия личностных черт, выделенная в рамках д и с п о з и ц и о и а л ь н о г о направления в психологии личности, а в качестве диагностического инструментария - личностный опросник NEO PI-R, операционализирующий содержание Большой Пятерки [2].

В рамках эмпирического исследования нами были изучены: 1) социально-психологический климат в 30 профессиональных коллективах, 2) личностные характеристики руководителей соответствующих подразделений. Полученные первичные эмпирические данные обрабатывались с помощью регрессионного анализа в профессиональном пакете для анализа статистической информации STATISTICA 6.0.

Полученные результаты свидетельствуют о том, личностные характеристики руководителей детерминируют социально-психологический климат в профессиональном коллективе на 32%. При этом положительное влияние на психологическую атмосферу в группе оказывает:
® высокий уровень выраженности у руководителя таких личностных характеристик, как сердечность (0,589), общительность (0,7.41), активность (0,378), позитивный эмоциональный фон (0,561), склонность экспериментировать на уровне действий (0,672) и идей (0.422), доверчивость (0,673), честность (0,561), альтруистичность (0,685), уступчивость (0,345), скромность (0,712), послушность долгу (0,459) и склонность обдумывать свои поступки (0,613):
• низкий уровень выраженности таких личностных черт, как тревожность (-0,734), враждебность (-0,564), рефлексия (-0,256), импульсивность (-0,447), настойчивость (-0,154), открытость к чувствам (-0,356) и ценностям (-0,278).
Иерархия личностных факторов по степени их значимости для социально-психологического климата в профессиональных коллективах выглядит следующим образом: наиболее значим фактор сотрудничества (28%), затем, в порядке убывания, факторы экстраверсии (24%), нейроном а (20%), открытости опыту (17%) и добросовестности (11%). Таким образом, наибольшее влияние на психологическую атмосферу в коллективе оказывает, стиль взаимодействия с окружающими людьми и отношения к ним, уровень общительности и открытости в социальных контактах, а также общая эмоциональная стабильность руководителя.

Наименьшее влияние оказывают степень открытости и восприимчивости руководителя к новому опыту, а также особенности процесса планирования, организации и выполнения им деятельности.

Полученные результаты свидетельствуют о значительности опосредованности социально-психологического климата в профессиональном коллективе личностными характеристиками руководителя. Представленные данные могут быть использованы при отборе кандидатов на руководящие посты, а также в процессе подготовки будущих руководящих работников.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л А. Психология высшей школы: Учеб. пособие. -Минск: Тессй. 2003. - 352 с.
2. Орел  В.Е.,  Сенин  ИГ.  Личностный  опросник  NEO  PI-R:   Руководство по
применению. - Ярославль: Психодиагностика, 2004. - 38 с.
3. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. - Л.: Наука, 1981. -190 с.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz