Воскресенье, 19.11.2017, 22:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Борсук В.А. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗНАКОВ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЯХ
Одним из ключевых понятий в общей психологии является понятие «знак». Однако содержательные характеристики данного понятия до настоящего времени представлены в исследованиях не полно.

Нам представляется, что восполнить этот пробел позволяют идеи, высказанные Л.С. Выготским в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций. Согласно им, в основе становления человека лежали три взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Во-первых, это процесс овладения природой с помощью орудий труда. Во-вторых, имеется в виду процесс овладения собственной психикой при помощи знаков. Третий процесс - это процесс становления общества, который сделал возможным развитие человеческой культуры.

Таким образом, неоценимой заслугой Л.С. Выготского является определение процесса происхождения операций, связанных с употреблением знаков как категории, которую нельзя вывести, оставаясь в пределах индивидуальной психологии. Он есть часть истории социального формирования личности ребенка, в составе целого.

Мы попытались вскрыть управляющие им закономерности в рамках младшего школьного и юношеского возраста. В нашем исследовании знак выступает как средство социальной связи, как функция интерпсихическая, становясь затем средством овладения собственным поведением.

Одно из важнейших положений Л.С. Выготского заключается в том, что всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва, — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, затем внутри ребенка.

Иначе говоря, Л.С. Выготский предполагает наличие двух основных источников развития самосознания. Первым является собственная практическая деятельность человека, а вторым — общение, в процессе которого происходит интерноризация личностью системы социальных взаимосвязей. Таким образом, индивидуальное развитие ребенка может рассматриваться только в социальном контексте, в процессе овладения подрастающим человеком орудиями и знаками, т.е. в процессе обучения.

Мы предположили, что существуют различия в эмоциональном восприятии знаков в зависимости от формы их предъявления в младшем школьном возрасте по сравнению с юношеским возрастом.

Сконструированная нами методика относится к группе проективных методик и основана на распространенной идее в психодиагностике - проекции внутренних переживаний на материал стимулов. Испытуемым предлагался список из 19 букв и звуков, в котором каждый знак предлагалось окрасить в определенный цвет, который подбирался в соответствии с цветовым тестом Люшера. Тест Люшера был использован нами для интерпретации результатов: каждый окрашенный знак переводился на язык внутренних переживаний, поскольку у испытуемых он ассоциировался с определенным цветом.

Почему предметом нашего исследования выступил младший школьный и юношеский возраст? Опираясь на Л.С. Выготского, можно утверждать, что в возрасте 6-7 лет у детей происходит развитие высших психических функций, начиная от элементарных, сюда входит интересующее нас восприятие, и до более сложных. В юношеском же возрасте происходит становление качественно новых особенностей личности, формируется новый уровень самосознания, который характеризуется более устойчивым и верным представлением о своем «Я», происходит переориентация на внешний мир, В проеденном нами исследовании мы сопоставили эту возрастную параллель: особенности восприятия младших школьников, которые только развиваются, и совершенно новый уровень юношеского восприятия, которое живет по законам внешней среды и внутреннего самоопределения.

В нашем исследовании принимало участие 300 человек юношеского возраста и 32 человека младшего школьного возраста. В ходе проведения нашей проективной методики обнаружилось, что в юношеском возрасте более 50% испытуемых окрашивают каждый знак в один и тог же цвет, та же ситуация прослеживается и в младшем школьном возрасте. Если же сравнивать два возраста, то существуют различия в эмоциональном восприятии знака в зависимости от формы их предъявления. Это объясняется тем, что в юношеском возрасте ребенок самоутверждается за счет взаимосвязи с внешним миром, и механизмы этой взаимосвязи работают благодаря развитым высшим психическим функциям.

Эмоциональное восприятие внутри одной возрастной категории одинаковое у большинство испытуемых. Это свидетельство того, что знак, окрашенный в определенный цвет, оказывает воздействие на переживания и чувства испытуемых, а так как они одинаково его окрашивают, то и переживания у них возникают аналогичные. Изучив эти переживания, мы заранее можем использовать в своей практике сочетания тех цветов, которые у большинства людей вызовут положительные чувства, создавать благоприятный эмоциональный фон восприятия и душевный комфорт, расположить людей к доверию, открытостп,уверенности.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz