Вторник, 11.12.2018, 14:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Бразинская О.В. ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННЫХ АСПЕКТОВ Я-КОНЦЕПЦИИ У ЮНОШЕЙ
Проблематика временных «модусов» в структуре Я-концепции является традиционной для психологии. В классических работах У. Джемса в понятие Я концепции была заложена идея актуализации идеального Я, которое является основой самооценки.

Идея временной представленности составляющих Я-концепции, особенно их согласованности, сегодня присутствует фактически во всех психотерапевтических практиках, традиционно считаясь важнейшим показателем психического здоровья человека. Достижение некоторой критической степени рассогласования образов «Я прошлого», «Я настоящего» и «Я будущего» оценивается либо как основной фактор социально-психологической дезапдаптации (К. Хорни), либо как первопричина личностных нарушений (К Роджерс), либо как один из параметров низкой самоактуализации личности (А. Маслоу), либо как источник конкретных психических расстройств - депрессии и тревожности (Т. Хиггинс). С точки зрения онтогенеза завершающим этапом формирования Я-концепции, в том числе и ее временных аспектов, является поздняя юность (Э. Эриксон, И.С. Кон и др.).

Целью проведенного исследования является изучение категориальной структуры временных составляющих Я концепции у людей юношеского возраста. Респондентами выступали студенты-психологи 3 курса (возраст 20-21 год). В качестве инструмента изучения Я концепции был использован метод семантического дифференциала (36 шкал-прилагательных, обозначающих различные личностные характеристики). Респондентам по 7-ми бальной шкале предлагалось оценить себя в настоящем, себя в прошлом (5 лет назад) и себя в будущем (5 лет спустя). Обработка полученных данных состояла в суммировании индивидуальных протоколов в групповые матрицы данных, которые затем подвергались процедуре факторного анализа (центроидный метод с подпрограммой варимакс-вращения).

В итоге факторного анализа для «Я актуального» и «Я прошлого» было выделено но шесть категорий, дня «Я будущего» - пять категорий. В таблице представлены шкалы-образующие для трех универсальных категорий человеческого сознания: оценки, силы и активности (Ч. Осгуд, В.Ф. Петренко).

Таблица - Факторы категории временных аспектов Я-концепции



Как следует из представленных в таблице данных, содержание ведущих факторов-категорий, посредством которых юноши описывают «Я актуальное» и «Я прошлое» фактически совпадают. Категориальная организация «Я-будущего» от них отличается. Одним из отличий является переоценка субъектив ой значимости категории «Сила», что отражает ориентацию респондентов на решение задач молодого возраста (профессиональное становление и карьера, выбор супруга и др.). Другим отличием выступает «размытость» фактор ов- кате гор и й «Я будущего», поскольку фиксируется слияние в одной категории разнопорядковых личностных качеств. Например, составляющие категории «оценка» оказывают рассеянными по все факторам; во втором факторе отсутствует поляризация качеств на позитивные и негативные.

Таким образом, полученные данные говорят о недостаточном осознании и противоречивости к концу юношеского возраста такого временного аспекта самосознания как «Я будущее». Это может выступать серьезным препятствием для дальнейшего личностного развития, поскольку «Я будущее» выступает движущей силой и регулятором развития представлений человека о самом себе.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz