Воскресенье, 17.12.2017, 11:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Далимаева Е.О. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
Одной из наиболее актуальных проблем психологии является формирование личности специалиста в процессе его профессиональной деятельности. В нашей республике проблема профессиональной позиции, психолого-педагогических условий ее формирования остро встала именно сегодня в связи с новациями в области образования, и особенно профессионального, а также с потребностью изменения отношения субъекта труда к своей профессиональной деятельности.
Анализ современного состояния исследований проблем психолого-педагогического образования и практики подготовки будущего психолога свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме субъектного развития психолога, в связи с чем представляется перспективным выделение в качестве основополагающего блока в модели подготовки психолога характеристику, выражающую его отношение к профессии, его позицию как профессионала и гражданина. Однако степень исследованности феномена профессиональной позиции будущего специалиста явно недостаточна. Во многих работах феномен профессиональной позиции упоминается как бы «попутно» или констатируется его важность без объяснения причин, однако не выделяются механизмы становления профессиональной позиции, отсутствует единое понимание составляющих профессиональной позиции, не уточняется соотношение феномена профессиональной позиции с профессиональным становлением и самосознанием.

Профессиональная позиция специалиста представляет собой системное образование психических свойств и качеств личности, обусловленных профессиональной деятельностью [2, с.24]. В процессе переподготовки специалистов, имеющих разнос образование, социальный статус, возраст, особенно актуальным становится изучение составляющих, механизмов и условий становления профессиональных позиций будущих психологов. Профессиональная позиция личности определяет ее ориентации, место и роль в процессе предписанной ей деятельности. Как устойчивая система отношений она выражает самооценку, уровень профессиональных притязаний, мотивированность деятельности и понимание своего предназначения. Система переподготовки будет обеспечивать более эффективное в сравнении с имеющейся практикой становление профессиональной позиции психолога при соблюдении следующих условий: система переподготовки специалиста в качестве основной цели должна иметь осознание им совокупности своих отношений к психологической деятельности как профессиональной позиции, способности ее сознательного выбора и утверждения в различных ситуациях профессиональной деятельности, переход в режим профессионально-личностного саморазвития на основе концептуальности субъект но-авторской профессиональной позиции. В процессе переподготовки специалиста, направленном на становление его профессиональной позиции следует начинать с осмысления им профессиональной деятельности как личностно-значимой, переходя далее к соотнесению собственных смыслов деятельности с требованиями социокультурного осмысления и проектированию собственной концептуально выстроенной деятельности на основе осознанной и признанной профессиональной позиции.

Специфика становления профессиональной позиции в процессе переподготовки определяется психологическими особенностями образования в зрелом возрасте, а. также глубиной и сформированностью прежней профессиональной позиции личности, которая может как облегчать, так и осложнять переход к новой, психологической профессиональной позиции специалиста. Взрослые, проходящие переквалификацию, в том числе и слушатели факультетов переподготовки, характеризую гея следующими психологическими особенностями:
  1. Невысоким уровнем обучаемости, обусловленным снижением с возрастом умения учиться и познавательных способностей;
  2. Условной готовностью к профессиональному обучению, определяемую тем, что учебная и профессиональная деятельность имеет ряд существенных психологических особенностей. Профессиональная деятельность носит преимущественно репродуктивный характер, учебная деятельность предусматривает создание качественно нового для себя продукта - обретения новых знаний, умений, навыков, а также профессиональных качеств личности [1, с.156].
В связи с этим возникает необходимость внедрения новых технологий профессионального развития и становления личности психолога, созданных с учетом важности феномена профессиональной позиции. В основу общей ориентации психолога должны быть положены социально значимые ценности, а сфера избранной деятельности признана и принята им в качестве жизненно важного приоритета. Позиция, сформированная таким образом, может считаться оптимальной. Она способна стимулировать наивысшую продуктивность профессиональной деятельности будущего педагога-психолога.

ЛИТЕРАТУРА
1.    Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. - Москва -Воронеж, 2003.
2.    Крыленко А.В. Современный психолог: проблемы профессионального становления. // Психология, 2000. - №3. - С. 12-32.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz