Четверг, 13.12.2018, 21:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Демидович А.С. ОЩУЩЕНИЕ ОДИНОЧЕСТВА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ГИМНАЗИИ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Проблемы одиночества и дезадаптации являются актуальнейшими проблемами человека как биосоциального существа. Данные проблемы особенно обостряются в подростковый период, когда учащийся находится в переломной точке между двумя возрастными этапами детством и взрослостью, пытаясь найти свое место среди сверстников и самоутвердиться. Если подросток по какой-либо причине не смог этого сделать, то у него в последствие может возникнуть ряд личностных и социальных проблем.

Одиночество рассматривается в психолого-педагогических науках как состояние человека, находящегося в условиях изоляции от других людей, вызывающее появление острых эмоциональных реакций (тревога, депрессия, вегетативные реакции). [3; 302]. Целью нашего исследования стало выявление и сравнительный анализ особенностей адаптации подростков в школьном коллективе в гимназии и средней общеобразовательной школе. Одним из проявлений социальной дезадаптированности мы будем считать ощущение одиночества, которое выявлялось с помощью методики диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. [2; 379-380] Испытуемым предлагался опросник, состоящий из 20 утверждении, касающихся самочувствия подростка. В зависимости от частоты их проявления все подростки были разделены по степени одиночества на низкий, средний и высокий уровни.

Анализ результатов исследования показал, что в школьном классе подростки отличаются в основном низким уровнем ощущения одиночества (67 % опрошенных учащихся), остальные 33 % респондентов проявляют средний уровень. В данной выборке вообще не наблюдается глубоко одиноких подростков, все ученики активны в общественной жизни и поддерживают стойкие социальные связи. В гимназическом классе результаты оказались практически аналогичными: 60 % учащихся характеризуются низким уровнем одиночества, 32 % - средним уровнем и 8 % - высоким. В средней школе учебные планы менне загружены, чем в гимназии, поэтому у учеников школы больше свободного времени для общения и взаимодействия со сверстниками.

Далее мы разделили учеников по успеваемости на 4 группы: слабо успевающие (средний балл: 3-5), удовлетворительно успевающие (средний балл: 5-7), хорошо успевающие (средний балл: 6-8), успевающие на отличные оценки (средний балл: 8-10).
По полученным данным более одинокими в гимназии оказались ученики удовлетворительно успевающие, и наоборот хорошо и отлично успевающие имеют низкий уровень одиночества. Категория слабо успевающих в гимназии вообще отсутствует.

В школьном классе полученные результаты обратно пропорциональны результатам подростков гимназии, Отличники здесь более одиноки, чем слабо и удовлетворительно успевающие,

Таким образом, в результате исследования было выявлено, что безотносительно оценки знания ученики средней школы и гимназии имеют примерно одинаковый уровень субъективного ощущения одиночества, но если учитывать успешность в учебной деятельности, то выявляется некоторая закономерность. В гимназических классах более адаптированными являются ученики с высокой успеваемостью, а в школьных классах успешные в учебных дисциплинах учащиеся проявляют уровень адаптации ниже, чем сверстники. Отличникам легче адаптироваться в коллективе или школе, в которой успеваемость является приоритетной задачей (гимназии, лицеи, классы с углубленным изучением предметов и т.д.). На этом фоне отличник не слишком выделяется, поскольку такие классы формируются па основе тщательного отбора (тестирования, экзамены). Но в школе отличник - это скорее исключение, нежели правило, поэтому в таких условиях ему труднее адаптироваться, занять достойное социометрическое положение в системе межличностных отношений.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что ощущение одиночества как показатель социальной дезадаптации подростков является одной из социально-педагогических проблем, требующих внимания специалистов.

ЛИТЕРАТУРА:
  1. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Пособие для педагогов и практических психологов. — Мн.: Ред. журн. «Адукацыя i выхаванне», 1997. — 240 с.
  2. Основы психологии. Практикум/Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: «Феникс», 1990. - 576 с.
  3. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога/ В.Б. Шапарь. - М: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Торсинг», 2004. - 734 с.
  4. Шурыгина И. Неуспешный отличник и благополучный двоечник // Народное образование. — 2000. — № 3. — С. 113-117.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz