Воскресенье, 17.12.2017, 11:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Иванец О.М. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СВЕРСТНИКАМИ
Исследования, проведенные   под  руководством М.И. Лисиной, экспериментально показали, что потребность ребенка в общении со сверстником складывается прижизненно и на основе других потребностей, к   которым она сама не сводится. Это потребности в новых впечатлениях, в активном функционировании и в общении со взрослыми.

Уже в раннем возрасте дети иногда адресую друг другу коммуникативные действия, выработанные в общении со взрослыми. Первоначально это лишь прямой перенос их из одной сферы в другую, не отражающий именно специфики отношения к сверстнику. К трем годам дети стремятся к самостоятельности, но у них недостаточно умений и навыков для ее проявления. Возникает «кризис трех лет» (Л.С. Выготский, Б. Д. Эльконин). В речи детей появляется местоимение «я», возникает потребность в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками. Именно е процессе общения развивается речевая деятельность, расширяются функции речи. В общении со сверстниками дети используют самые неожиданные, непредсказуемые фразы и слова. Они жужжат, трещат, передразнивают друг друга. Это, казалось бы, бессмысленное кривлянне и жужжание имеет большое психологическое значение. Если взрослый дает ребенку культурные нормы речевого общения, то сверстник создает условия для самостоятельного речевого творчества детей. Речевое общение дошкольника значительно богаче и разнообразнее по своему назначению, по своим функциям. Общаясь со сверстниками, дети используют те средства, которыми овладели, контактируя со взрослыми. Речь мало представлена в контактах 2-Зхлетних детей и уже заметно - у детей 3-4 лет(5 и 75 % соответственно).

Структура и содержание речевого высказывания ребенка зависят от повода для общения. Гак, исследователи процесса общения детей со сверстниками (В. И. Безлюдная, Е. О.Смирнова) отмечали, что повод для общения меняется в зависимости от возраста. В раннем возрасте преобладают обращения практически бытового характера. В младшем дошкольном возрасте в качестве повода для общения выступает желание разделить со сверстником свои чувства и стремление добиться от сверстника признания своего равенства или превосходства. К 4 годам на первый план выступает задача передать какие-то знания о предметах и явлениях, договориться о том, как вместе играть, строить, рисовать.

Изменение повода и цели общения со сверстниками, несомненно, отражается на содержании и форме речевых высказываний и является одной из закономерностей речевого развития детей.

Кроме того, поскольку изменение формы общения оказывает большое влияние на развитие различных сторон речи ребенка (А. 3. Рейнстейн, А.Г. Рузская ), при выявлении закономерностей необходимо отталкиваться и от специфики форм общения детей со сверстниками (2-4 года - эмоционально-практическая, к.З-н.4 - 6 лет-ситуативно-деловая).

Общаясь со сверстниками, дети не только балуются, играют, но и ссорятся. В 3 года ребенок - участник ссор. Масару Ибука считает, что вмешиваться в ссоры детей -значит помешать развитию инстинкта жить в коллективе. А. А. Рояк отмечает, что конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка.

Учитывая особенности развития эмоциональной сферы ребенка и особенности его поведения в период кризиса трех лет, мы также придерживаемся точки зрения Масару Ибука о том, что в конфликты вмешиваться не следует. Исключение составляют те случаи, когда ссоры угрожают жизни и здоровью ребенка. При выявлении закономерностей речевого развития детей необходимо учитывать то, часто ли возникают конфликты, по какому поводу, какими речевыми навыками пользуются дети Особенностью детского поведения в ситуации конфликта являются жалобы. Часто взрослые считают что жалобы - явление негативное. Однако жалобы, по своей сути, являются особым проявлением потребности в общении. Жалобы - это сигнал о трудностях и конфликтах в процессе присвоения детьми социального опыта. Таким образом, при выявлении закономерностей общения необходимо также учитывать речевые навыки, высказывания и жалобы детей на сверстника.

Подведя итог всему вышесказанному, мы составили программу исследования, где психологическими основаниями для выявления закономерностей в развитии речи являются:
  • получение в процессе общения со сверстниками новых впечатлений, наиболее полно удовлетворяющих потребность ребенка в активности, которые отражаются в речевой деятельности;
  • формирование в процессе общения со сверстниками критического отношения к партнеру, в том числе и речевым высказываниям партнера;
  • в ходе общения со сверстниками происходит создание условий   для самостоятельного речевого творчества,  не скованною рамками норм речи, которые преобладают в общении со взрослыми;
  • при выявлении закономерностей общения детей со сверстниками необходимо
  • учитывать изменение повода и цели общения;
  • необходимо учитывать речевые высказывания детей в ситуации конфликтов, а также их жалобы, которые служат проверкой и подтверждением обязательности некоторых правил взаимодействия со сверстниками, установившихся в группе.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz