Пятница, 17.11.2017, 20:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Каратерзи В.А. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «КОГНИТИВНАЯ СРЕДА»
В качестве одного из приоритетных направлений исследований, связанных с вопросами детского развития, выделяется изучение вклада средовых воздействий в формирование псхики ребенка (Г.М. Коджаспирова, Л.В. Андреева. С.А. Козлова, Т.А. Куликова, SO..M. Михайлова, А.Д. Коджаспиров, В.А. Ясвин). Значительная роль отводится организации окружающей ребенка среды, при этом исследователями характеризуются различные виды среды, связанные с обозначением воздействий определенного рода. Изучению подвергаются следующие виды среды: социальная, среда воспитания, педагогическая, развивающая, обучающая, образовательная, пространственно-предметная и др.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы нами не был обнаружен единый термин для совокупности стимулов, воздействующих на анализаторы ребенка, источником которых являются и объекты пространственно предметной среды, и ухаживающие за ребенком взрослые. Для обозначения названной выше совокупности стимулов нами был принят термин «когнитивная среда». Определение среды как когнитивной явилось результатом анализа содержания понятий: когнитивная область, когнитивная ориентация, когнитивная ригидность, когнитивный диссонанс, когнитивная карга и когнитивная модель. Согласно С. С. Mai азов у, когнитивная область - это окружение, в котором находится организм i 1J. Когнитивная (познавательная) ориентация в структурно-функциональной теории Т. Парсонса понимается как способность субъекта действия вычленять объекты из окружающей среды [2].
В Большом психологическом словаре когнитивная ригидность характеризуется как неспособность изменить восприятие и представления об окружающей среде в соответствии с действительными изменениями этой среды [2]. Л. Фестингер, развивая теорию когнитивного диссонанса, определяет последний как любое несоответствие между когнициями (т.е. знаниями, мнениями или убеждениями, относящимися к окружению, кому-либо или чьему-либо поведению) [3]. Согласно Психологическому словарю когнитивная карта представляет' собой образ знакомого пространственного окружения, который создается и видоизменяется в ходе активного взаимодействия субъекта с окружающим миром [4]. Н.Н. Белозерова, Л.Е. Чуфистова когнитивную модель описывают как «основанную на представлении о каком-либо феномене универсума, многоуровневую многокомпонентную и полифункциональную ментальную структуру, для которой характерны парадигматические и синтагматические отношения, и механизмом которой является взаимодействие правого и левого полушария головного мозга при переработке и порождении информации» [5].

При рассмотрении вопроса о вкладе средового и генетического факторов в процесс функционального развития коры головного .мозга крыс генетик А.Е. Седов использует понятие «когнитивная среда», под которой понимается система объектов окружающего мира, во взаимодействии с которыми происходит формирование структур мозга н развитие особи [6].

Таким образом, под когнитивной средой, с психологической точки зрения, мы будем понимать совокупность сенсорных стимулов, источником которых являются как материальные объекты, воздействующие на сенсорные каналы ребенка непосредственно, либо через опосредование взрослого, так и сами взростые.

ЛИТЕРАТУРА
1.    Магазов, С.С. Схематизация познавательного процесса / С.С. Магазов // Научный симпозиум «Что значит знать?» (знание и сознание) [Электронный ресурс]. - 1998. - Режим доступа: http://www.safety.spbstu.ru/el-book/www
2.    Большой психологический словарь /7 [Электронный ресурс]. - 2004. - Режим доступа: http://nat-soul.ru/?set=lib-psy&mc=99287.
3.    Фесгиигер, Л. Введение в теорию диссонанса / Л. Фестингер // Современная зарубежная социальная психология. [Электронный ресурс]. - 1998. - Режим доступа: http://www.ecs ос man, ed u .ru/db/ms g/59676.
4.    Психологический словарь // [Электронный ресурс]. -2004. - Режим доступа: http://psy.net.ru/dictionaries/psv.htmr?word=399.
5.    Белозерова, Н.Н. Когнитивные модели дискурса / Н.Н. Белозерова, Л.Е. Чуфистова // Language and Literature [Электронный ресурс]. -2006, - Режим доступа: http://frgf.utmn.ru/journal/Nol8/text08.htm.
6.    Биология одаренности: Беседа с ученым-генетиком Александром Седовым // Лицейское и
гимназическое образование [Электронный ресурс]. - 2002.     № 2. - Режим доступа: http://
www.lgo.ru/kafedra2.htm.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz