Пятница, 17.11.2017, 20:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Карнацевич Г.И. ЛИЧНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Подростковый возраст является тем этапом в развитии личности, когда она, находясь на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь, начинает интересоваться многими серьезными вопросами. Подросток стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. Развитие на этом этане идет быстрыми темпами и особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка — личностная нестабильность. Ученые, изучающие вопросы формирования личности на данном этапе (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, И.В.Дубровина, В.И.Журавлев, А.В.Захаров, И.С.Кон, A.M.Прихожан и др.), связывают данные поиски с процессом формирования направленности личности. Именно поэтому особый интерес представляют для педагогов и психологов знания о реальном состоянии и специфических особенностях направленности личности растущего человека, «вбирающей» его склонности, убеждения, идеалы, интересы, желания и т.д. и в разной степени проявляющиеся.

Среди многочисленных трактовок понятия направленности личности мы более всего приближаемся к пониманию ее как мотивационой структуры, т.е. соотношение основных смыслообразующих мотивов.

Исходя из того, что именно в подростковом возрасте формируется качественно иная структура мотивов и интересов, мы рассматриваем направленность личности, которая характеризует устойчивое доминирование в ней преобладающих мотивов поведения, как интегральное образование, которое отображает целостное проявление личности.

Направленность личности подростков формируется как результат взаимодействия мотивационных структур деятельности, в которую включены подростки, и смысл которой ими осознан, и внутригрупповых отношений, создаваемых путем формирования групповой структуры. Следует специально отметить, что в младшем подростковом возрасте направленность возникает в основном как результат стиля внутригрупповых отношений. Мотивационные структуры в рамках деятельности у младших подростков, как правило, еще не сложились, и поведение в высшей степени ситуативно, подчинено внешним влияниям и эмоциональным вспышкам.

Деятельность осваивается младшим подростком, начиная от норм и традиций отдельных поведенческих актов общения и взаимодействия, идя к осмыслению мотивов действий и взаимоотношений в группе, и лишь в старшем подростковом возрасте - к пониманию и освоению смысла деятельности. Перестройка поведения старшего подростка происходит, по большей части, как следствие принятия им определенной мотивационной структуры деятельности. Можно сказать, что поведение старшего подростка вторично по отношению к принятой им мотивации деятельности.

Среди существующего многообразия концепций личностной направленности, различие между которыми сводится к пониманию относительно устойчивых и доминирующих, составляющих основу мотивационой сферы личности, мотивов, мы придерживаемся, концепции И.Д Егорычевой. Данная концепция позволяет рассматривать направленность личности как причинно-следственную связь доминирующих отношений -доминирующих социальных установок - доминирующих смыслообразующих мотивов ведущей деятельности - ее личностного смысла - жизненной позиции личности -личностных ценностей. И вся эта причинно-следственная связь проявляется в двух позициях: в отношении личности к себе и в ее отношении к другим, со всеми вытекающими из этих отношений последствиями. И как следствие И.Д. Егорычевой бызи выделены четыре направленности личности: гуманистическая, эгоистическая, социоцентрическая и негативистическая с рядом акцентуаций.

Нами было проведено исследование личностной направленности у подростков с помощью методики определения личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой (выборка составляла 60 человек).

В ходе исследования было выяснено, что большинство испытуемых демонстрирует гуманистический тип направленности личности, но с индивидуалистической акцентуацией. Необходимо подчеркнуть, что почти у трети испытуемых тип направленности плохо дифференцировался, так как наблюдался разброс ответов по различным типам направленности, что в свою очередь свидетельствует о растерянности автора, об отсутствии у него четких, продуманных и внутренне принятых представлений о себе как личности, о несформированностн принципиальных позиций.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что личностная направленность в подростковом возрасте является недостаточно сформированной, а ведущим типом направленности личности в подростковом возрасте является гуманистический тип направленности личности, но с индивидуалистической акцентуацией.

Многочисленные исследования показывают нам, что «вынесенная» из подросткового периода направленность личности, остается устойчивой чертой личности, во всяком случае, на ближайшие годы взрослой жизни субъекта. Возможно лишь изменение акцентуации направленности (альтруистической на индивидуалистическую, например), а сама личностная направленность, как правило, остается неизменной.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz