Пятница, 17.11.2017, 20:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Колоцей Н.А. ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА
Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка — могучее средство самовоспитания.

В начальной школе закладывается основа образованности, ведущая к становлению мировоззрения, идеалов, вкусов, потребностей личности. Большое значение приобретают занятия музыкой, искусством, как нельзя более воздействующим на эмоциональную сферу человека. В начальных классах это может быть пение детей в хоре. При этом обнаруживается, что у некоторых детей музыкальные данные развиты настолько слабо, что они не могут чисто интонировать и сразу включаться в процесс пения. Игра на детских музыкальных инструментах, как показывает практический опыт, опосредованно, но весьма существенно, влияет на формирование певческого голоса, способствует становлению чистоты певческой I интонации, развивает музыкально-творческие способности.

Умение играть на музыкальном инструменте благотворно способствует развитию эмоциональной активности, формирует более яркое эмоциональное восприятие (и воспроизведение) музыки. На современном этапе развития музыкального обучения и воспитания необходимо найти такие приемы, методы, модели, средства, формы, подходы, которые позволили бы ученику на основе полученных репродуктивных знаний проявлять творчество, самому находить ответы на возникающие вопросы, что значительно активизирует формирование различных способностей, в том числе музыкальных. «Задача педагога в том, - отмечает Б.Т. Лихачев, - чтобы с самого начала преподавания искусства детям развивать в них комплекс способностей всестороннего восприятия, развивать... талант творческого воспроизведения, Талант соучастия в творчестве» [2, с. 165].

Не теряя драгоценного, ранее накопленного опыта, необходимо изыскивать, исследовать новые формы и методы музыкально-эстетического воздействия с целью активизации музыкально-творческой деятельности школьников, значение которой далеко выходит за рамки просто музыкального и художественного развития. «Конечно, музыка развивает музыкально-творческие способности, -писала О. А. Апраксина, — но значение этой работы велико по двум причинам. Во-первых, потому что творческие способности в одной области положительно сказываются и в других областях... Во-вторых, развитие музыкальных способностей имеет большое значение и само по себе, так как обогащает личность человека, его духовную жизнь через открытие перед ним чудесного мира музыки» [1, с. 23].

Многолетний опыт убеждает, что человек овладевает и родной речью, и азбукой музыкальной культуры — способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии — только в годы детства. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство.

Хочется, чтобы каждый ребенок под влиянием музыки мечтал, фантазировал. Музыка углубляет поэтическое, мечтательное в натуре детей — как это хорошо. Развивая чуткость ребенка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления. Задача заключается в том, чтобы музыкальная мелодия открыла в каждом сердце животворный родник человеческих чувств. Как в живом, трепетном слове родной речи, так и в музыкальной мелодии перед ребенком раскрывается красота окружающего мира. Но мелодия — этот язык человеческих чувств — доносит до детской души не только красоту мира. Она открывает перед людьми человеческое величие и достоинство. В минуты наслаждения музыкой ребенок чувствует, что он настоящий человек. Душа ребенка — это душа чуткого музыканта.

Опыт подтверждает, что музыка — это самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность воспитателя и детей. Она как бы открывает сердца людей. Слушая мелодию, переживая и восхищаясь ее красотой, учитель и ученик становятся роднее, ближе. В минуты этого сопереживания, которое достигается только музыкой, воспитатель видит в ребенке то. что никогда бы не увидел без музыки Под воздействием звуков, когда душа очарована возвышенными переживаниями, ребенок раскрывается, доверяя вам свои тревоги и волнения.

Литература
1. Апраксина О. А. Музыка в воспитании творческой личности. М., 1975. Вып. 10. 2 Лихачев. Б. Т. Воспитательные аспекты обучения. М., 1982. 3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Мн., 1982.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz