Пятница, 17.11.2017, 20:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Корзюк А.К. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АДЕПТОВ В ДЕСТРУКТИВНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Рассмотрим некоторые приемы воздействия, которые используются последователями деструктивных религиозных организаций, получивших распространение в наше время.

В нашей жизни случаются ситуации, в которых человек по-разному себя проявляет. Например, проще всего попасть в секту человеку с нестабильной психикой, слабовольному, тому, кто находится в данный момент в непривычном, неустойчивом или неприятном социальном и психологическом положении. Это могут быть студенты вузов (особенно первый и последний годы учебы), пожилые люди, недавно ставшие пенсионерами или оказавшиеся в длительном вынужденном одиночестве, подростки с их кризисом самоопределения, любой человек, переживающий какой-то стресс, мигранты, беженцы, безработные, испытывающие потребность в дружественности, сердечности.

Особую группу риска составляют личности, занятые интенсивными духовными поисками, стремящиеся к «полной и абсолютной Истине». В целом же можно сказать, что при некотором стечении обстоятельств жертвой манипулирования со стороны деструктивных культов может оказаться, хотя бы и ненадолго, любой человек.

Самыми распространенными приемами являются методики, вызывающие транс. Они могут включать в себя: медитацию, монотонное пение, самогипноз, создание ярких мысленных образов (визуализация) и контролируемые дыхательные упражнения (приводящие к обеднению или перенасыщению крови кислородом и изменяющие процесс мозговой деятельности).

Данные методики, особенно если они раскрываются перед новообращенным в ходе напряженных особых церемоний посвящения, часто заставляют вербуемых чувствовать себя причастными к «божественным силам». Стимуляция трансов и тому подобное может быть очень действенно в подавлении сомнений и возрастании внушаемости к дальнейшей идеологической обработке. У некоторых особенно уязвимых людей применение подобных методик может привести к психическим срывам, могут подавляться мысли, чувства и сомнения.

Эти методики сами по себе не вредны при умеренном, уместном и строго контролируемом (профессиональным врачом или психологом) применении. Они причиняют вред в деструктивных культах потому, что используются для подавления самостоятельного здравого мышления, а не для понимания и «проработки» умственных затруднений.

Часто в организациях практикуются исповедальные сессии, во время которых адептов принуждают выдавать личную информацию о прошлых и настоящих проступках и грехах, реальных или воображаемых. Проходящие такую процедуру могут испытывать чувство вины и стыда, а затем ощущение облегчения после признания. Те, кто хочет покинуть культ, часто боятся, что руководители организации могут воспользоваться этой информацией для шантажа против них.

Часто используется поощрение в вербовке других (некоторые культы предлагают более высокий статус и, соответствующее вознаграждение преуспевающим вербовщикам), делать торжественные заявления на публичных встречах, подписывать заявления о верности. Публичное заявление усиливает преданность адептов, после чего они боятся покинуть организацию.

Применяются методы внушения о немедленном спасении. Например, обращенным говориться, что если они «только чуть-чуть сильнее постараются, отдадут немного больше» себя, они достигнут любого обещанного культом вознаграждения. Адепты постоянно стремятся достичь утопических идеалов и обвиняют себя самих за то, что стараются недостаточно усердно.

Еще один прием - ограничение доступа к внешним источникам информации или его полное отсутствие. Это приводит к тому, что у адептов нет информации, чтобы стимулировать критическое мышление о культе. Это приводит к укреплению представления, что сомнения относительно группы отражают недостатки сомневающегося, но не группы. Часто практикуется ограничение членов секты во внешних связях и эмоциональной поддержки со стороны. При этом члены организации становятся зависимыми от культа в дружбе, близости, общении. Чувства отчуждения, враждебности в отношении некультового мира все более усиливаются.

  1. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием / Кара-Мурза С. - М.: «Алгоритм». 2000. - 528 с.
  2. Новикова, Л.Г. Религиозность в Беларуси на рубеже веков: тенденции и особенности проявления (социологический аспект). / Л.Г. Новикова. - Мн.: «БТН-информ», 2001. -132с.
  3. Цуладзе А. Политические машгпуляции или покорение толпы / Цуладзе А. - М.: 1999. -144 с.
  4. Чалдини Р. Психология влияния / Чалдини Р. - СПб.: «Питер», 2000. - 368 с.

 

Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz