Воскресенье, 19.11.2017, 22:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Кучинская Н.М. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БЛИЗНЕЦОВ СО СВЕРСТНИКАМИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Межличностное взаимодействие предполагает: 1) выбор позиции в отношении к друтому; 2)четкое определение пространственных и временных границ ситуации взаимодействия, за пределами которых выбранная позиция становится неуместной; 3) оформление позиции с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации.

Целью нашей работы - изучение особенностей межличностного взаимодействия близнецов со сверстниками в подростковом возрасте. Гипотеза: содержание межличностного взаимодействия различно у подростков близнецовой пары. Мы использовали опросник социально-коммуникативной компетентности; анкету Р.Томаса для определения стиля поведения; ориентировочную анкету В.Смейкала для определения направленности «на себя», «на дело», «на взаимодействие»; методику диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда; опросник Басеа-Дарки для изучения агрессивности; методику незаконченных предложений для диагностики межличностных отношений и социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе. В исследовании приняли участие 179 школьников, учащиеся 7-9 классов брестских школ, и 10 близнецовых пар того же возраста.

Мы выявили, что 90% подростков близнецовой пары различаются по уровню развития социально-коммуникативной компетентности. Под ней понимается способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. В её состав входят: умение ориентироваться в социальных ситуациях; умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные особенности других людей; особую роль играет умение поставить себя на место другого человека (идентификация), ощущать его чувства, сопереживать ему (эмпатия) и предвидеть и прогнозировать поведение других и своё собственное в процессе общения (социальная интуиция и социальная рефлексия).

Только 30% близнецов используют стиль поведения, схожий со стилем брата или сестры. Это свидетельствует о том, что члены одной близнецовой пары в подростковом возрасте вырабатывают свой индивидуальный способ реагирования на конфликтные ситуации, наиболее часто ими используется стиль «приспособление» (50%). Вероятно это связано с тем, что дети постоянно должны учитывать мнение своего со-близнеца. 20% используют стиль «соперничество», при этом соперничают между собой члены только одной близнецовой пары.

Направленность на себя характерна 55% близнецов, у их одноклассников этот показатель практически такой же - 53,6%. Это указывает на возрастающий интерес подростков к себе, на изменение их отношений к себе. Все это находит выражение в потребности подростка сопоставить качества других людей с чертами своей личности. На взаимодействие направлены 40% близнецов и 54,3% их сверстников.

100% схожесть выявлена у близнецов по результатам диагностики социально-психологической адаптации. Наиболее сильная корреляционная зависимость выявлена между такими шкалами, как внутренний контроль и доминирование, внешний контроль и доминирование, внешний контроль и раздражение, неприятие себя и эмоциональный дискомфорт.

50% близнецов проявляют агрессию таким же образом, как их брат или сестра. При этом корреляционная зависимость выявлена между физической агрессивностью и подозрительностью, обидой и подозрительностью, обидой и виной.

Среди их сверстников ярко выраженная зависимость обнаружилась между физической и вербальной агрессивностью, физической и косвенной агрессивностью, между физической агрессивностью и раздражением, менее выражена - между обидой и вербальной агрессией, подозрительностью и виной и некоторыми другими показателями.

По результатам методики незаконченных предложений у 50% близнецов наблюдается схожесть мнений по отношению к себе, к одноклассникам, к друзьям и знакомым, к женщинам, к мужчинам, а также в постановке жизненных целей.

Согласно социометрическому исследованию ни один из близнецов не имеет в классе статуса «звезды», двое близнецов из 20, участвовавших в исследовании, относятся к категории «предпочитаемые», «малопопулярные» - 7 человек, «пренебрегаемые» -11. Эти данные говорят о том, что, несмотря на достаточно высокие показатели по шкалам «адаптивность», «приятие себя», «приятие других», «направленность на взаимодействие», близнецам довольно трудно занять высокое статусное место в структуре взаимоотношений в классе. Это может быть связано с тем, что отношения со сверстниками выходят, на качественно новый уровень именно в подростковом возрасте, а близнецам, которые всегда находятся в паре, трудно перестроить свою систему взаимодействий.

Таким образом, можно сделать вывод, что взаимодействие с окружающими людьми в системе межличностных отношений у близнецов одной пары различно, но им необходима помощь в социальной адаптации и выработке своего собственного стиля взаимодействия. Это можно реализовать, включая близнецов в тренинговые программы, направленные на развитие коммуникативных умений, повышение уровня самооценки и уверенности в себе и пр.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz