Воскресенье, 19.11.2017, 22:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Лысов Д.С. САМООЦЕНКА ПОДРОСТКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ
В современной психологии проблема самосознания является одной из ведущих проблем. С помощью самосознания человек осознает* несоответствие свойств личности социально-нравственным требованиям, предъявляемые к нему, несоответствие психических и физических возможностей своим стремлениям. Под влиянием самосознания, индивид формирует своими действиями и поступками новые свойства личности. В зависимости от уровня самосознания человек в состоянии совершенствовать свою личность [1].

Самосознание изучали многие авторы, С.Л.Рубинштейн, Ж.Пиаже. В.С.Мухина, Б.Г.Ананьев. Так B.C. Мерлин определил самосознания как «свойство человека осознавать, что он является субъектом деятельности со специфической психологической и социально-нравственной характеристикой[ 1 ].

По мнению Б.Г.Ананьева, самосознание необходимо изучать в подростковом возрасте т.к. в этот период происходят фундаментальные изменения, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности; сознание становится объектом самосознания и обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности[4].
Самосознание представляет сложное образование, состоящее из четырех компонентов. Одним из них, наряду с сознанием «Я», сознанием тождественности, основанием своих психических свойств, является самооценка.

Наибольшего влияния на самосознание самооценка оказывает в подростковом возрасте. Так С.Л. Рубинштейн характеризуя процесс развития самосознания у подростков, описывает ряд cтупеней - от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке [4].

А.А. Реан выделяет в структуре самооценки два компонента - когнитивный и эмоциональный. Первый отражает знание человека о себе, второй - его отношение к себе. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тог, ни другой не может быть представлен в чистом виде [4].

Таким образом, в подростковом возрасте проблема самосознания является одной из важнейших. Целью проведенного исследования являлось изучение самосознания подростков через самооценку.

Исследование проходило в гимназии №. 5 г.Витебска, на протяжении второй четверти учебного года. В исследовании приняло участие 46 учеников 6 классов, в возрасте 11-12 лет. Изучение велось с использованием следующих методов: шкала самооценки, тест «Ваша самооценка»,   методика   «Самооценка   эмоциональных   состояний»   (А.Уэссманом и Д.Риксом)[5].

В ходе проведенного исследования получены следующие результаты. Большинство детей находящихся в начале подросткового периода имеют: низкий уровень самооценки (у мальчиков: 81% -низкий, 19% - средний; у девочек низкий - 65%, средний - 25%, высокий -10%). Высокие положительные показатели эмоциональных состояний у девочек (высокий положительный уровень - 52,5%, невыраженный показатель - 45%, высокий отрицательный уровень - 2,5%) и неярко выраженные показатели у мальчиков (невыраженный показатель -55%, высокий положительны уровень - 44%, высокий отрицательный уровень - 1%). Самокритичную самооценку личностных качеств у мальчиков (самокритичная - 62%, высокую - 38%. низкая - нет) и высокую у девочек (высокая - 55%, самокритичную - 45%, низкую - нет).

Анализ литературы и изучение взглядов различных психологов подтверждают важность изучения самосознания, как фактора влияющего на формирование и развитие личности, и самооценки, в роли составляющего звена самосознания, в подростковом возрасте, как важного этапа на пути становления личности. По итогам исследования для начального подросткового периода характерна низкая самооценка, в большей степени выраженная у мальчиков, чем у девочек. Также высокие положительные показатели самооценки у девочек и невыраженные у мальчиков, сочетающиеся с высокой (девочки) и нейтральной (мальчики) самооценкой.

Литература
1. Мерлин. B.C. Самосознание / В.С.Мерлин //Психология индивидуальности: избранные психологические труды/ Под ред. Е.А. Климова,- Москва, 2005.-Гл.12.- С.327-363.
2.    Рубинштейн, СЛ. Самосознание личности и ее жизненный путь/ С.Л.Рубинштейн// Основы общей психологии.- СПб, 2002.
3.    Хухлаева О.В.Особенности самосознания/ О.В.Хухлаева// Психология подростка -Москва, 2004г.
4.    Психология подростка., Особенности Я-концепции подростка// Учебник/ под ред. А.А. Реан.-СПб. «прайм-еврознак», М. «Олма-Пресс» 2004г.- Гл.5.- С. 110-139.
5.    Кухарчук A.M., В.В.Лях, С.Г.Макарова. Тесты для выбирающих профессию. - Ми..: ИООО «Современное слово».- С.161-165.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz