Воскресенье, 19.11.2017, 22:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Мелешко Т.А. СУБЪЕКТИВНАЯ ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Современная система образования стремиться реализовать дифференцированный подход к организации обучения и воспитания. В каждом конкретном случае это означает выделить общее и особенное, типичное и индивидуальное. С одной стороны, дифференцированный подход предполагает управление развитием человека на основе знания черт его личности, условий его жизни. С другой стороны, данный подход нельзя понимать как приспособление целей и задач обучения и воспитания к отдельному объекту обучения. Надо уметь «разделять, чтобы властвовать», видеть среди общей массы типы, строить преподавание с учетом особенностей данных типов.

По отношению к учебе ряд исследователей выделяют 5 групп студентов. К первойгруппе относятся студенты, которые стремятся овладеть знаниями, методами самостоятельной работы, приобрести профессиональные умения и навыки. Они отлично учатся по всем предметам учебною цикла. Интересы этих студентов затрагивают широкий круг. Они активны во всех сферах учебной деятельности. Ко второй группе относятся студенты, которые стремятся приобрести знания во всех сферах учебной деятельности, но им быстро надоедает глубоко вникать в суть тех или иных учебных дисциплин. Вот почему они нередко ограничиваются поверхностными знаниями. Основной принцип их деятельности — лучше всего понемногу. К третьей группе относятся студенты, которые проявляют интерес только к своей профессии. Приобретение знаний и вся их деятельность ограничиваются узкопрофессиональными рамками. Для этой группы студентов характерно избирательное приобретение знаний, и только необходимых (по их мнению) для будущей профессиональной деятельности. К четвертой группе относятся студенты, которые неплохо учатся, но к учебной программе относятся избирательно, проявляют интерес только к тем предметам, которые им нравятся. К пятой группе относятся лодыри и лентяи. В вуз они пришли но настоянию родителей или «за компанию» с товарищем, или для того, чтобы не идти работать и не попасть в армию. К учебе относятся равнодушно, постоянно пропускают занятия, имеют «хвосты», зачастую они дотягивают до диплома.

Несмотря на небольшой стаж педагогической деятельности (зато сознание не засорено педагогическими штампами) попробую изложить свое видение типологии личности современного студента сельскохозяйственного вуза. В основу данной типологии положено ряд критериев, которые кажутся довольно значимыми и наиболее очевидными.

Первый критерий - форма обучения - позволяет выделить два типа студентов: «очники» и «заочники». «Очники» в общей массе более ответственны (возможно, определенную роль в этом играет боязнь отчисления либо лишения стипендии по причине неуспеваемости); «заочники» предпочитают работать не а полную силу, зато более открыты в выражении собственного мнения. Второй критерий - обучение на платной или бюджетной основе: «бюджетники» и «коммерческие студенты». Наиболее яркие отличия по данному критерию наблюдаются в сфере мотивации. «Бюджетники» чаще говорят о том, что получают образование ради диплома и приобретения профессии, а «коммерческие студенты» ради материального благополучия. Первые в больше степени стремятся к высоким достижениям в сфере учебной деятельности, нежели вторые (последние не видят особого смысла в хорошей успеваемости, активной научной и общественной деятельности). Третий критерий - место жительства до момента поступления в вуз: «сельские» и «городские». От многих преподавателей приходится слышать, что «сельские» более «совестливые», т.е. педагог для них наделен определенным статусом и авторитетом. Наверное, здесь сыграл свою роль консерватизм села, позволивший сохранить еще советское уважение к педагогу как представителю интеллигенции. Четвертый критерий ~~ направленность будущей профессиональной деятельности: «инженеры» и «гуманитарии». Для успешного овладения гуманитарными профессиями, в вузе человек должен обладать ярко выраженным вербальным типом интеллекта. Ведущие компоненты в структуре умственных способностей будущих инженеров — высокий уровень развития пространственных представлений и быстрота сообразительности. Кроме того, им необходимо иметь высокий уровень невербального, т.е. действенно-практического интеллекта. Однако будущим инженерам свойственна узость познавательных интересов. Пятый критерий курс обучения: «молодые и зеленью», а также «старослужащие». Студенты старших курсов всегда четко разделяют для себя предметы на «нужные» и «ненужные». В целом такая установка более «зрелая», но нередко при этом проявляется довольно примитивный практицизм и техницизм, в частности недооценка гуманитарных дисциплин, так как они «в дальнейшем не понадобятся»

Таким образом, факторы, определяющие социально-психологический портрет студента и в немалой степени влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с которыми студент пришел в вуз, и те, которые появляются в процессе обучения. К первой категории в том числе относятся: уровень подготовки, система ценностей, отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о профессиональном будущем. Постепенно влияние факторов первой группы ослабевает, и решающую роль начинают играть факторы второй группы. К ним можно отнести: организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т. п. Но главное здесь заключается в том, что факторы первой категории мы можем только принимать во внимание, в то время как факторами второй категории мы можем управлять.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz