Пятница, 17.11.2017, 20:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Мороз Н.В. ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Одним из основных направлений развития современной системы педагогического образования является совершенствование содержания образования и организации учебно-воспитательного процесса. Принцип универсализма в содержании образования «требует дальнейшей гуманитаризации педагогического образования... Изучение гуманитарных дисциплин должно стать основой формирования гражданского самосознания и нравственно-эстетической культуры» [3, с. 7].
Одной из составляющих нравственно-эстетической культуры и является художественная культура личности, которая формируется на основе восприятия, исполнения (воспроизведения) и создания произведений различных видов искусства. Данная статья имеет целью рассмотреть основные особенности восприятия искусства, как одного из познавательных процессов в общей психологии и психологии искусства.

В общей психологии восприятие относится к познавательным процессам; в его основе лежат ощущения. Но восприятие не сводится к сумме ощущений. Восприятие - это отражение целостных явлений и предметов объективного мира. Так же и художественное восприятие (под которым следует понимать восприятие искусства) не тождественно ощущениям цвета, формы, звука и т.д. Особенность художественного восприятия в том, что оно несводимо даже к отражению целостного предмета или явления. Оно предполагает наличие особого рода душевных движений и переживаний, непосредственно связанных с эмоциональным миром человека. Высшей формой таких переживаний является катарсис.

Таким образом, художественное восприятие - это эмоционально окрашенное восприятие произведений искусства, необходимым элементом которого является эстетическая оценка.
Художественное восприятие, в отличие от обычного чувственного, обладает рядом специфических особенностей.
  1. 1. Восприятие искусства требует сознательной психологической | активности со стороны субъекта восприятия. Эта своеобразная душевная работа связана с условиями восприятия. Например, большинство произведений живописи, скульптуры и архитектуры мы воспринимаем не в оригинале, многие литературные произведения — в переводе. Такие условия восприятия произведений искусства их обедняют; в репродукциях теряется глубина или прозрачность цвета и света, в произведениях литературы -непередаваемые при переводе обороты, особенности языка, скульптура воспринимается в одном выбранном фотографом ракурсе и т.д. Но и встреча с подлинником нередко приводит в растерянность. Как отмечает Е. В. Волкова, «особенно конфликтно складывается восприятие оригинала в том случае, если пользующийся высокой эстетической репутацией объект принадлежит к внешне неэффектному, сдержанному стилю. Не поражает размерами, пышностью убранства и хорошей степенью внешней сохранности» [2, с.185]. Поэтому требуется терпеливое «вхождение» в объект восприятия, во время которого и осуществляются эти психологические усилия по преодолению некоторых противоречий.
  2. Художественное восприятие есть единство субъективного и объективного. При восприятии объективно существующего содержания художественного произведения у зрителя возникает его собственный, субъективный образ. Субъективность эта связана как с предыдущим художественно-эстетическим опытом человека, так и с самим произведением искусства. Кроме того, любое произведение искусства многогранно, и человек не может одновременно воспринять и оценить все его стороны. На согласование субъективного и объективного направлено повторное и многократное восприятие произведения искусства. С другой стороны, объективное содержание художественного произведения - это тоже продукт субъективного понимания и видения мира автором произведения. Исходя из этого, можно утверждать, что восприятие искусства диалектично по своей природе.
  3. Восприятие искусства многослойно. Эта особенность отличает художественное восприятие от обычного чувственного. В одном произведении искусства может быть сконцентрировано великое множество идей, явлений, событий, предметов окружающего мира. Поэтому сложность и многослойность восприятия произведения связано с наличием этих качеств в нем самом. Великое произведение искусства содержит в себе потенциал к раскрытию смысла. Но в то же время длительность или многократность восприятия автоматически не обеспечивает постижения всех глубин художественной идеи. Это зависит от художественного опыта, эстетической культуры, потребностей, эмоциональной отзывчивости и других качеств личности субъекта восприятия.
  4. Художественное восприятие дифференцированно и в то же время целостно. Воспринимая произведение искусства, зритель обращает внимание на разные его грани: на основную идею, на художественный образ, на средства его воплощения и соответствие ему этих средств. И в то же время восприятие целостно, потому что оценить глубину идеи и мастерство ее воплощения возможно лишь при умении соотносить, видеть взаимозависимость и неразрывность всех структурных компонентов произведения.
  5. И еще одна особенность, касающаяся временных видов искусства (музыка, театр, кино, литература). Художественное восприятие последовательно во времени. Процесс восприятия протекает во времени, то есть произведение воспринимается последователь¬ными частями, однако в результате должен возникнуть целостный художественный образ.
Знание особенностей восприятия искусства и механизмов его осуществления необходимо для решения вопросов управления и развития художественного восприятия в многоуровневой системе художественного образования, включающей не только профессиональное, но и допрофессиональное обучение.

Литература
1.    Бучило Н. Ф. Восприятие искусства. М.. 1990.
2.    Волкова Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988.
3.    Концепции развития педагогического образования в Республике Беларусь. Мн., 2000.
4.    Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. Л., 1964.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz