Воскресенье, 19.11.2017, 22:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Науменко С.И. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОСТИ
Фундаментом любого общества, несмотря на уровень его социального развития, является духовность. Вся история развития человечества говорит о том, что движителем развития и прогресса являются талантливые люди с глубокой духовностью в любой сфере человеческой деятельности, а духовность воспитывается и формируется в первую очередь искусством.

Особая роль в системе духовного воспитания принадлежит музыке. Отображая в своих образах чувства и переживания человека, музыка! оказывает огромное эмоциональное воздействие на личность, стимулирует творческое отношение к действительности, развивает психические функции. Однако музыка может оказывать на человека благотворное развивающее и воспитательное влияние лишь в том случае, если он в той или иной мере подготовлен к ее восприятию, обладает определенным уровнем развитая тех свойств и качеств, которые позволяют ему понять и пережить музыку. Такой основой для восприятия музыки является музыкальность. Как специфическое свойство личности, развитая музыкальность проявляется в сформированность эстетического вкуса, способности творчески проникать в художественную сущность музыки, понимать и оценивать ее эстетические качества исполнять на высоком художественном уровне, сочинять.

В последние годы появилось много работ, в которых глубоко рассматриваются вопросы развития отдельных умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, изучается развитие отдельных компонентов музыкальных способностей, но все еще отсутствуют исследования, в которых рассматривались бы вопросы формирования и развития музыкальности как целостного свойства личности. Это связано с отсутствием теоретического обоснования феномена музыкальности, которая рассматривается с разных позиций и как врожденное свойство (Г. Ревеш), и как приобретаемое в процессе обучения.

Наш многолетний практический опыт показывает, что развитие компонентов музыкальности (чувства лада, ритма, музыкально-слуховых представлений) не приводит к развитию музыкальности у большинства детей. Это побудило нас к изучению музыкальности с других позиций, как комплекса специальных и общих способностей человека.

Было проведено исследование музыкальности по специально разработанным программам у трех категорий людей: лауреатов международных и республиканских конкурсов, студентов консерваторий (сформированная музыкальность); ученики пятых-седьмых классов ДМШ (промежуточный этап формирования); первоклассники, не начавшие музыкального обучения (начальный этап формирования).

Исследование мелодического слуха показало индивидуализацию процессов восприятия и воспроизведения мелодии: одни воспринимают первично ритмическую пульсацию, другие — ладовые зависимости, третьи - абсолютную высоту и др.

Исследование гармонического слуха показало наличие двух ярко выраженных типов восприятия созвучий и соотношений (функций): первого - образный, целостный; второй - аналитический, расчлененый, т.е. фактически мелодическое восприятие гармонического созвучия (вертикаль раскладывается в горизонталь, не возвращаясь снова к пережиыванию вертикали), чувство функциональной зависимости между созвучиями представляется нам качеством, в большей степени обеспечивающим звукообразность музыкального мышления, целостность восприятия и исполнения, но, к сожалению, оно хорошо развито только у 51% испытуемых.

Индивидуально-психологические особенности проявления гармонического слуха следующие: а) образный, целостный тип восприятия -расчлененный, аналитический; б) пассивный - активный слух; в) непроизвольная слухо-двигательная координация (на основе первичности двигательной реакции на звук) - произвольная слухо-двигательная координация (на основе дифференцированного определения аккорда); г) разрыв между уровнем слухового и двигательного компонентов. Это исследование гармонического слуха подчеркнуло наличие разрыва между получаемыми знаниями и возможностью их применения в музыкальной деятельности.

Программа исследования чувства ритма была направлена на изучение его качества, состояния двигательной сферы и кинестезии. К индивидуальным особенностям проявления ритма относятся: а) пластичность, механистичность, беспорядочность; б) высокий уровень «воспринимающего» ритма и слабый «воспроизводящего» (термины Б. Теплова).

Программа исследования чувства целого была направлена на изучение чувства логики музыкальной мысли, завершенности отдельных этапов развития целого, умения создать правильный вариант музыкального образа без дополнительных подсказок. Результаты исследования показали, что эта способность слабо развита у большинства испытуемых.

Исследование творческого воображения показало следующие индивидуальные особенности: а) звукообразность - ассоциативность, его реальность или фантастичность; б) непроизвольность; в) самостоятельность и инициативность. Установление структуры музыкальности, взаимосвязей и взаимо-зависимостей внутри нее позволяет заключить, что музыкальность - это индивидуально-личностное свойство, представляющее собой систему с иерархическим соподчинением элементов структуры. Представляя в данной работе музыкальность как индивидуально-личностное свойство, мы даем теоретическое ее определение и рассматриваем один из ее параметров, а именно: индивидуально-психологические особенности, не затрагивая личностного аспекта.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz