Пятница, 17.11.2017, 20:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Нестеренко A.M. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
Изучение специфики психических процессов школьников с особенностями в развитии является важным для понимания детей данной категории и осуществления коррекционной работы. В учебных пособиях по олигофренопсихологии недостаточно полно освещается вопрос об особенностях внимания у умственно отсталых детей. Существует небольшое число научных работ, посвященных данной теме (исследования, выполненные Л.С. Выготским, ИЛ. Баскаковой, СВ. Лиспинь, Л.И. Переслени, С.Я. Рубинштейн, С,А. Сагдулаевым) [1; 2|.

Л.С.Выготский является основоположником теории опосредованного характера высших психических процессов. В данной теории он рассматривает слабость произвольного внимания у детей с легкой степенью умственной отсталости как одну из причин, препятствующих формированию понятий. В то же время недостаточную произвольность внимания автор связывает с недоразвитием речи и самообладания как стадии овладения собственным поведением [2; 4|.

Интересными являются исследования внимания, проведенные ИЛ. Баскаковой. Методики для работы были подобраны с учётом возможности проведения как индивидуальных, так и коллективных экспериментов, что позволяло собрать больше фактического материала.

При изучении внимания учащихся вспомогательной школы автор использовала систему постепенно усложняющихся экспериментальных приемов. Она изучала устойчивость внимания при выполнении однообразной работы (корректурная проба), а далее усложняла ее так называемой смысловой помехой (дети должны были выполнять ту же работу - вычеркивать буквы, но уже в содержательном тексте). Затем автор изучала внимание в условиях, требующих его переключения. В продолжение проведенных ИЛ. Баскаковой исследований Б.И. Айзенберг провел эксперименты, выявившие возможность отсроченных умственных действий и сохранения замысла в уме. Он предлагал учащимся вспомогательной школы (5 и 8 классы) отвечать на заданное слово антонимом, но произносить его не сразу, а только тогда, когда экспериментатор произнесет следующее слово. Результаты показали, что по мере обучения внимание улучшается [2].

Свойства внимания у умственно отсталых учащихся младших классов также исследовали У.В. Ульенкова и Л.А. Мети ев а. Методика состояла из двух этапов. На первом -«Корректурная проба», на втором - выявление индивидуально-типических вариантов развития свойств внимания. Полученные данные показали позитивную динамику развития устойчивости и концентрации внимания умственно отсталых учащихся от класса к классу, но результаты оказались недостаточными для выявления индивидуальных особенностей организации ребенком своего внимания [3].

Этой же проблемой занималась С.В. Лиепинь. В ходе исследования была установлена зависимость продуктивности внимания от характера предлагавшихся испытуемым установок и выявлен разный объём и тип внимания у умственно отсталых детей с различной динамической организацией (возбудимые и тормозимые) [2].

В.И. Лубовский, Т.В. Розанова говорят о том, что проявление основных свойств внимания ребенка зависит от качественного своеобразия структуры его дефекта. Возбудимым дошкольникам свойственны малый объем внимания и его кратковременность. Такие дети крайне импульсивны и несосредоточен ы. Дошкольники-олигофрены с заторможенностью могут показаться внимательным но это в большинстве случаев лишь внешнее проявление их медлительности и патологической инертности [5].

Таким образом, на сегодняшний день установлено, что у младших школьников вспомогательной школы доминирует непроизвольное внимание, в то время как у нормально развивающихся младших школьников - произвольное Так же исследователи приходят к выводу о том, что у детей с особенностями в развитии нарушено как непроизвольное (пассивное), так и произвольное (активное) внимание. Дальнейшего детального изучения требуют такие основные свойства внимания, как устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение и объем. Эти данные могут помочь в создании коррекционной программы по развитию внимания у умственно отсталых детей.

ЛИТЕРАТУРА:
1.    Психология умственно отсталых школьников: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г.Петрова, И.В. Белякова. - 2-е изд. - М: Издательский центр «Академия», 2004.-160 с.
2.    Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студ. пед. институтов по спец. № 2111 «Дефектология». - 3-е изд., перераб. и доп. - М: Просещение, 1986. - 192 с.
3.    Ульенкова У.В., Me гнева Л. А. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов.// Дефектология,-№2-2003, с. 18-25.
4.    Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А. В. Петровского. Сост. и авт. вводных очерков канд. психол. наук В.В Миро пен ко. М., «Просвещение», 1977. -528 с.
5.    Специальная психология: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, ТВ. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; под ред. В.И. Лубовского. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.
К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz