Пятница, 17.11.2017, 20:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Однопалова М.В. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
В экстремальных условиях проходит деятельность спасателей МЧС, пожарных, сотрудников милиции и других лиц, чья работы связана с постоянным риском. Экстремальные условия деятельности предъявляют большие требования к личности работников, так как на них постоянно оказывают негативное воздействие экстремальные факторы. Поэтому именно от психического состояния этих «профессионалов» зависит эффективность действия в самых сложных ситуациях и жизнь многих людей.

Число различных экстремальных состояний, возникающих во время деятельности в условиях риска, весьма велико. По длительности протекания состояния бывают продолжительными и короткими [1, с.22]. По степени осознанности: более или менее осознанными. По направленности и силе проявления психические состояния можно разделить на [1, с.22]:
  • положительные психические состояния активной формы: состояние боевой готовности, активности, психической устойчивости и т.д.
  • психические состояния пассивной формы: состояние предбоевой (послебоевой) апатии, излишней сдержанности, рассеянности и т.д.
  • отрицательные психические состояния активной формы: предбоевая «лихорадка», паника, стресс, страх и т.д.
  • отрицательные психические состояния пассивной формы: фрустрация, тревога, беспокойство и т.д.
Причинами возникновения отрицательных психических состояний являются: неподготовленность к действиям в непредвиденных ситуациях; неожиданность наступления экстремальных ситуаций; индивидуально-психологические особенности личности (тип высшей нервном системы); временные функциональные психофизиологические состояния (переутомление, нарушение ритма сна и бодрствования). Кроме того, немаловажную роль играет служебно-деловая обстановка в коллективе, его психологическая совместимость и сплоченность, а также глубина осознания специалистом своего служебного долга и ответственности за решаемые задачи [1].

Рассмотрим некоторые психические состояния, возникновение которых может привести к дезорганизации деятельности..
Так, Б.Л. Смирнов и Е.А. Долгополова под аффектом понимают (от лат. affectus -душевное волнение, страсть) - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние взрывного характера, которое может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии [3, с.99]. В условиях экстремальной деятельности состояние аффекта может проявляться, например, в неадекватности восприятия окружающей действительное»и. в частности нарушение оценки временных интервалов, что вызывает затруднение понимания ситуации в целом. Нарушаются процесс выбора действий, логичность и последовательность мышления: в результате создаются условия для "высвобождения" стереотипных, автоматизированных действий, не соответствующих сложившейся ситуации.

В экстремальных условиях может возникать также и состояние фрустрации (от лат. frustration - обман, расстройство). В учебной литературе, фрустрация рассматривается как психическое состояние, возникающее в ситуации конфликта, когда удовлетворение потребности наталкивается па труднопреодолимые (непреодолимые) препятствия 2, с.547]. Относительно деятельности в условиях риска это состояние выражается в тревоге, безнадежности и апатии, обреченности и депрессии, возникающее, как правило, в связи с психологическими срывами., профессиональными неудачами в достижении намеченного.
 
Экстремальная обстановка может вызвать и состояние страха, под которым Б.А. Смирнов, Е.А. Долгополова понимают психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность [3, с. 103]. В экстремальной ситуации состояние страха может нарушить психическую устойчивость, у человека ограничивается восприятие, замедляется процесс мышления, что в конечном итоге ослабляет его работоспособность.

Таким образом, работа в экстремальных условиях может оказывать негативные последствия на психическое и физическое благополучие человека. Поэтому крайне важным является психологический отбор лиц, претендующих работать в условиях постоянного риска, а так же необходима последующая профилактическая, диагностическая, коррекционная работа с теми людьми, кто уже работает в этой сфере.

ЛИТЕРАТУРА:
  1. Никифоров, A.M., Рыбников, В.Ю., Вавилов, MB. Теория и практика оперативного психологического контроля специалистов экстремального профиля: учебно-методическое пособие / A.M. Никифоров, В.Ю. Рыбников, М.В.Вавилов. - СПб.: ВЦЭРМ России, 2002,-54с.
  2. Психология. Педагогика. Этика: учебник для вузов / И.И. Аминов, О.В. Афанасьева, А.Т. Васьков, A.M. Воронов и др.; под ред. проф. Ю.Ф. Наумкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. - 551с.
  3. Смирнов, Б.А., Долгополова, Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях / Б.А.Смирнов, Е.В. Долгополова. - X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2006. - 276с.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz