Воскресенье, 19.11.2017, 22:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Пахомова Н.В. ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
Ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни было искусство в настоящем смысле этого слова не существует для простой забавы; они отвечают ... гораздо более глубоким потребностям человеческого общества, нежели обыкновенной жажде развлечения и легких удовольствий» П. Чайковский. [2, с. 65].

Процесс слухового восприятия музыки - это сложный путь постижения художественного образа, воссозданного средствами музыкальной выразительности. Мы приходим на концерт с целью получить эстетическое удовольствие, познав (то есть осмыслив и прочувствовав) во всей глубине художественный образ произведения. Общение с высокими образцами музыкальной культуры в соответствующих условиях способствует воспитанию слухового внимания, умению воспринимать музыкальную мысль в ее процессуальном развитии, способности глубоко вникать в тончайшие детали художественного образа. Говоря о воспитании процесса слухового восприятия, словацкий музыковед Ладислав Бурлас выделяет такие критерии, как «степень эмансипации эстетического по отношению к другим функциям человеческого сознания (в данном случае развлекательной), степень интенсивности, с которой данный человек может включать свои чувственные и психические функции».

С развитием технических средств и изменениями в социально-психологической направленности в обществе музыка разных жанров и стилей   все   стремительнее   занимает   окружающее   слуховое пространство. И если лучшие ее образцы остаются в концертном зале, то хит и шлягер, часто с незатейливым художественным содержанием, и  чисто развлекательной  направленностью, и всевозможные обработки, аранжировки, транскрипции популярной (и классической в том числе) музыки в адаптированном к потреблению варианте, предлагают себя повсеместно: дома, на улице, в транспорте, на пляже и т. д. На лицо переизбыток музыкальных впечатлений, иногда не самого лучшего качества, навязываемый нашему вниманию, часто вопреки потребности в них в данный момент. Продукция шлягер индустрии становится фоном нашей жизни, рекламой житейских удовольствий,  в известном смысле - предметом и средством потребления. Такой принудительно-потребительский контакт ведет к «обесцениванию» как самой музыки, так и процесса слухового восприятия, острота которого притупляется. Здесь уместно вспомнить концепцию «регресса слушательского восприятия» (Т. Адорно), Б которой автор указывает на неспособность слушателя осознать содержание музыки, неумение сосредоточиться на ней, фрагментарность восприятия, нетерпимость ко всему непривычному. Д. Кабалевский еще в 70-е гг. XX в. предостерегал от пресыщенности «легкодоступной» музыкой, потребление которой становится единственной духовной потребностью, умерщвляя все эстетические идеалы: «Так формируется своеобразный тип эстетически извращенного человека, неспособного к активному, творческому восприятию настоящего искусства, не воспринимающего ни больших мыслей, в нем заключенных, ни глубоких чувств» [3]. Таким образом, смещение ценностной градации функций музыкального искусства (т.е. на первый план выступает развлекательная; а музыка становится лишь предметом потребления) ведет к деформации процесса слухового восприятия.

«Легкая» музыка во всех ее проявлениях выполняет важнейшие функции искусства (эстетическую, релаксирующую, гедонистическую и т. д.) и, как пласт музыкальной культуры, имеет право на существование. Но следует помнить, что она - прежде всего музыка отдыха и, претендуя на главенствующую роль в ценностной шкале духовного сознания, препятствует воспитанию художественного вкуса, созданию культурного слоя, который послужил бы основой развития музыкально-эстетических интересов личности.

В сложившейся ситуации перед музыкальной педагогикой встают задачи поиска новых путей, форм, методов, направленных на:
•    необходимость ориентации вкусовых приоритетов в русло высокохудожественных образцов музыки (и так называемой «легкой» в том числе) «самое высокое, прекрасное, самое редкостное именно и есть самое нужное, действенное, сильное». (Г.Нейгауз) [1];
•    стимулирование развития творческих навыков (вместо удовольствия от потребления - к удовольствию от творческого созидания).

Литература
1.    Нейгауз Г. Г. Избранные статьи. М., 1983.
2.    Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. М., 1953. Т. 2.
3.    Кабалевский Д. Музыкальное воспитание в современном мире. М., 1973.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz