Воскресенье, 17.12.2017, 11:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Парафенюк А.В., Малейчук Г.И. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ Я
В последнее время исследователи все чаще обращаются к таким феноменам, которые позволили бы изучить человеческого Я как целостность. Одним из таких феноменов является феномен границ, Я, который и находится в фокусе нашего внимания. Мы сделали попытку сконструировать и стандартизировать методику для определения границ Я (в наших терминах - уровень дифференциации Я - УДЯ).

Для реализации данной цели мы поставили ряд задач: теоретически обосновать понятие; выделить критерии его диагностики; составить опросник и инструкции к нему; провести пилотажное исследование и экспертную оценку вопросов; проверить опросник на вал иди ость и надежность; разработать тестовые нормы.

Проблема границ Я (как границ между Я и не-Я) обсуждалась во все времена, начиная с античности, но главным образом в эпоху Просвещения, когда философия, а вслед за ней и психология, обратились к исследованию того, как вообще возможно противопоставление Я и пе-Я. В 20 веке некоторые исследователи (Барт, Леви-Стросс, Лакан) определяли субъективность (единство Я и не-я, своего и чужого) как феномен языка. Другие авторы (Тхостов, Журавлев) продолжают заниматься субъект-объектным членением реальности. Особенности нашего подхода в том, что для описания границ Я мы обращаемся к термину, введенному М.Боуэном, «дифференциация Я». Изучая особенности интеллектуальной и эмоциональной систем в семьях шизофреников, Боуэн пришел к выводу, что во всех видах семей (от нормально функционирующих до нарушенных) наблюдается слияние между чувствами и интеллектом. Различия лишь в степени их слияния или дифференциации. Эти положения составляют сущность его концепции о дифференциации Я.

Боуэн утверждает, что «чем выше дифференциация, тем лучше функционируют люди. Они более гибки, адаптивны к стрессам. По степени дифференциации Я люди образуют континуум».

На втором этапе нашей работы мы проанализировали и выделили диагностические
шкалы: 1) отношения в системе «Я-Другой»; 2) отношения в системе «Я - жизненные цели»; 3) отношения в системе «Я-проблемные ситуации»; 4) соотношение интеллектуальной и эмоциональной систем. Для каждой шкалы были составлены вопросы, проанализированные экспертами После оценки было переформулировано 8 вопросов.

Далее мы составили опросник и инструкцию к нему. Текст опросника содержит 56 утверждений, которые необходимо оценить в соответствии со шкалой: а) совершенно не подходит, б) иногда подходит, в) подходит.

Для проверки конвергентной валидности каждой из выделенных нами шкал мы использовали соответствующие стандартизированные методики:
-    Для шкалы «Я - Другой» - методика УСК (шкалы интернальности в сфере производственных, межличностных и семейных отношений (rs=0,5914);
-    Для шкалы «Я - жизненные цели» - методика «Смысложизнепные ориентации»
0V=0,6551);
-    Для шкалы «Я - проблемные ситуации» - методика MMPI (дополнительная шкала «Сила Эго») (rs=0,7929);
-    Для шкалы «Я - эмоциональная и интеллектуальная системы» - личностный опросник EPI Айзенка (шкала «эмоциональная стабильность - нестабильность») (rs=0,2827). Полученные результаты находятся в зоне значимости критерия

Для измерения ретестовой надежность мы провели повторный опрос на той же выборке испытуемых через 2 недели. Коэффициент корреляции Пирсона (гпирс = 0.98) между полученными данными (суммарный балл по 4 шкалам) свидетельствует о надежности теста.

На следующем этапе мы разработали тестовые нормы и вычислили среднее значение по каждой шкале. Для того чтобы вычислить численные значения для каждого из уровней дифференциации Я мы вычислили стандартное отклонение (SD=11,05). В результате были получены следующие интервалы:
>    0-45 баллов - низкий уровень дифференциации Я (слияние);
>    46-67 баллов - умеренная дифференциация Я;
>    68-112 баллов - хороший уровень дифференциации Я. Средние значения по шкалам представлены в таблице:


Таким образом, разработанная нами методика является валидным и надежным инструментом для измерения уровня дифференциации Я.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Варга А.Я., Хамитова И. К).. Теория семейных систем М. Боуэна// М о с ко в с к и й психотерапевтический журнал, 2005, №1.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz