Вторник, 20.11.2018, 02:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Погнаева Т.В. ОСОБЕННОСТИ КАТЕГОРИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РОВЕСНИКА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Проблема познания человека человеком является одной из самых интересных и сложных психологических проблем. Известно, что межличностное познание всегда пристрастно (А.А. Бодалев, Л.Я. Гозман, Я.Л. Коломинскнй, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.). Предметом настоящего исследования выступают особенности категоризации юношами личности ровесника в зависимости от эмоционального отношения к другому человеку.

Респондентами выступали лица юношеского возраста (18-19 лет). Методом изучения представлений о другом человеке выступал личностный семантический дифференциал.

Семантический дифференциал включал в себя 36 шкал, которые были отобраны как наиболее значимые образующие имплицитной теории личности носителя русского языка из тезауруса личностных черт А.Г. Шмелева. Респондентам по заданным шкалам предлагалось оценить двух своих знакомых ровесников, которых они рассматривают как «приятного человека» и как «неприятного человека».

Обработка полученных данных осуществлялась поэтапно. На первом этапе были получены усредненные профили оценок для двух объектов оценивания. Для решения задачи выявления личностных категорий на втором этапе групповые матрицы данных обрабатывались посредством факторного анализа.

Усредненные профили оценок «приятного человека» и «неприятного человека» показали их диаметральную противоположность. «Приятный человек» получил только высокие оценки по позитивным личностным качествам, и низкие - по негативным; «неприятный человек», соответственно, наоборот.

Результаты факторизации исходных матриц данных показали невысокую когнитивную сложность двух объектов оценивания, а именно: пять факторов-категорий для «приятного человека» и четыре - для «неприятного человека». Поэтому далее содержатся образующие только трех ведущих факторов.

Приятный человек
Первый фактор (23% общей дисперсии) образуют шкалы: лицемерный, неуверенный, бойкий, слабовольный, несмышленый, славолюбивый, глупый, легковерный, нечестный.

Основное содержание данного фактора представляют качества, отражающие деловую эффективность, поэтому в целом категория может быть обозначена как "прагматическая оценка". Особо следует обратить внимание, что хотя речь идет о приятном человеке, в этой ведущей категории оказались соединены в основном негативные личностные черты.

Второй фактор (14% общей дисперсии) образуют шкалы: пассивный, безжалостный, педантичный, вспыльчивый.
Основное содержание данного фактора образуют качества, характеризующие социальную дезадаптацию.

Третий, двухполюсной, фактор (13% общей дисперсии) образуют шкалы: целеустремленный, вежливый, гибкий в противопоставлении качеству обидчивый.
Данный фактор отражает качества, свидетельствующие о направленности личности.

Неприятный человек
Первый фактор (33% общей дисперсии) образуют шкалы: неуверенный, несобранный, глупый, обидчивый, слабовольный, несмышленый, необщительный, пессимист, безжалостный, пассивный.
Данный фактор включает в себя качества, характеризующие степень активности личности и может быть назван «сила Я».

Второй фактор (18% общей дисперсии) образуют шкалы: отзывчивый, вдумчивый, ответственный, гибкий, вежливый, добрый, организованный.
Выделенная категория содержит качества, характеризующие эмоционально-волевую регуляцию поведения.

Третий фактор (11% общей дисперсии) образуют шкапы: подвижный, предприимчивый, бойкий, реалистичный.

Данный фактор включает качества, описывающие направленность личности. На основе представленных данных можно сделать следующие выводы:
  1. Выделенные факторы чаще представлены одним полюсом (положительный либо отрицательный). Это свидетельствует о том, что категориальный аппарат, описывающий представления о другом, у испытуемых достаточно прост.
  2. Эмоциональное отношение (позитивное и негативное) к другому человеку проявилось у респондентов только на уровне первичных оценок личностных качеств.
  3. На уровне категориальной структуры личности «приятного человека» и «неприятного человека» различия эмоционального отношения к другому не проявляются.
Даже, напротив, в понимании «приятного человека» выделены две ведущие категории, образованные только негативными личностными чертами, а в понимании «неприятного человека» - только одна. Выявленный факт требует своего дальнейшего исследования и объяснения.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz