Воскресенье, 19.11.2017, 22:25
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Полукошко И.В. АГРЕССИЯ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ФРУСТРАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
За последние годы в психологии уделяется большое внимание изучению некоторых ярко выраженных психических состояний: стресса, беспокойства или тревоги, ригидности (наклонности к персеверации) и, наконец, фрустрации.

Проблема фрустрации ставится в плане теоретического обсуждения и в еще большей степени является предметом экспериментальных исследований, так как непременной особенностью любого человеческого общества является неизбежность для индивида состояния фрустрации.

Фрустрация - состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживания и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи. В простейшем случае фрустрация возникает, когда обстоятельства препятствуют осуществлению желаемого. Однако чаще фрустрация возникает как следствие противоречия личных желаний человека и ограничений, запретов, налагаемых обществом, поскольку в основе существования социальных образований лежит необходимость баланса между потребностями индивида и нуждами социальной группы.

Такое психическое состояние как фрустрация наиболее часто встречается у подростков. Подросток хочет, чтобы были удовлетворены определенные его потребности, рассматривает свое будущее, видит, что это неосуществимо, и рисует его в мрачных тонах. Такое состояние может привести и к депрессии, и к неврастении, и к суициду...

Подростковый возраст - один из кризисных этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. Это возраст кардинальных преобразований «в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений». Подростки постоянно сталкиваются с тем, что испытывают потребности, осуществление которых невозможно из-за наличия объективных или субъективных факторов. Хроническая ситуация неудовлетворённости, порождённая различными аспектами вхождения во взрослость, сохранением многочисленных ограничений, свойственных подростковому возрасту, и появление новых обязанностей, неблагоприятно складывается на формирующемся характере.

Для этого периода характерны частые стрессы, связанные с интенсификацией учебного процесса, с переходом на новые формы обучения, с профессиональным самоопределением, а также проблемы в отношениях со сверстниками и родителями. Часто стресс в их среде порождает неуверенность в будущем. Способы, которыми пользуются подростки в целях снижения эмоционального напряжения и выхода из стрессовой ситуации, известны: чаще всего это - агрессивное, аддиктивпое или суицидальное поведение.

Одним из проявлений фрустрации в подростковом возрасте является агрессия как попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия. Но было замечено, что довольно часто испытывают фрустрацию, но не обязательно при этом ведут себя агрессивно, и наоборот.

В результате проведенного нами исследования был установлен высокий уровень фрустрированное г и группы подростков, соответствующий высокому уровню агрессивности. Также у этих респондентов преобладали такие виды агрессии как вербальная агрессия, раздражение и физическая агрессия. Т.е. можно сделать вывод, что фрустрация вызывает отрицательные эмоции и приводит к агрессивному поведению.

Подростки, у которых наблюдается высокий уровень агрессивности, необщительны, замкнуты, эмоционально нестабильны, более склоняются к экспрессивности, чем к сдержанности. Они смелые, для них характерно суровость, рассудочность в отношениях и тревожность.

Подростки, у которых наблюдается низкий уровень агрессивности, общительны, эмоционально стабильны, сдержанны. Они спокойные, чувствительные, наблюдается высокий самоконтроль. Эти респонденты нефрустрированы, более эмоционально расслаблены.

Жизненный путь ребенка не проходит без противоречий и борьбы, которые являются необходимым условием развития. Поэтому психология должна помочь в осуществлении следующих задач, стоящих перед практикой воспитательной работы с подростками: предупреждать состояния фрустрации, и если они возникают, регулировать их; избегать в учебно-воспитательном воздействии фрустраторов, провоцирующих астенические и нежелательные стенические реакции; развивать у подростков правильное понимание трудностей, чтобы они не принимали вполне преодолимые трудности за непреодолимые барьеры: воспитывая волевые черты характера, большое внимание уделять воспитанию выносливости и самообладания.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz