Пятница, 17.11.2017, 20:10
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Рылова Е.В. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ
Изучение невербальной коммуникации в раннем возрасте представляет собой относительно молодое направление в науке и в настоящее время переживает исследовательский бум. В данной области исследования сфокусированы интересы нейропсихологии, психологии развития, психолингвистики и др. наук. Со стороны практиков - психологов, психотерапевтов, психоаналитиков, а также дефектологов - существует огромный интерес к пониманию потоков общения и речи, так как именно им приходится иметь дело с последствиями нарушений развития, произошедших в начале жизненного пути человека [4].

Социальное поведение человека обусловлено, в первую очередь, возможностью общения людей при помощи языка Вербальная коммуникация является условием существования человека в обществе. Однако общение осуществляется не только с помощью слов, но и невербальных средств.

Невербальные средства - это целая система несловесных сигналов, внешних телесных движении По мимике, жестам, интонациям голоса, осанке, позе, походке человека, по размаху, силе, скорости движений, по напряжению (или расслаблению) мускулатуры, характеру и темпу его дыхания можно понять, «прочитать» этого человека. Такие движения называются выразительными. Можно говорить о существовании специфического языка -языка движений. Однако чаще всего люди пользуются им непроизвольно и неосознанно. В связи с этим роль невербальных средств в общении не всегда очевидна, но от этого не менее значима [3].

Невербальными средствами общения человек начинает пользоваться с первых дней жизни. Еще не владея словесной речью, ребенок успешно сигнализирует взрослым о своем состоянии, желаниях, переживаниях, используя движения тела, мимику, жесты, интонации голоса, то есть первым языком, на котором начинает говорить ребенок, является язык движений. Эти биологически обусловленные возможности психики ребенка обуславливают ему взаимосвязь с матерью, что необходимо для его выживания и нормального развития [!].

Уже к трем неделям ребенок устанавливает контакт глаз, который представляет собой важнейшую составляющую общения. В работах П. Экмана и Г. Остера отмечено, что все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15-18 недель внутриутробного развития. Некоторые авторы считают, младенец обладает врожденной способностью осуществлять целый ряд универсальных лицевых экспрессии, может адекватно реагировать определенными эмоциями на существующие раздражения и имитировать их.

Улыбке, среди всех экспрессивных средств общения, уделяется наибольшее внимание исследователей. Возникая как врожденный рефлекс, улыбка постепенно наполняется социальным содержанием и становится реакцией на человеческий голос или лицо. В первом полугодии жизни улыбка включается в общение как его специфический компонент, носящий название «комплекс оживления» [3].

Во втором полугодии жизни общение на основе комплекса оживления постепенно сменяется общением с помощью предметных действий. Их основное назначение - выразить готовность ребенка к взаимодействию с взрослым и в своеобразной форме показать, к какому сотрудничеству он приглашает взрослого. Для коммуникативной цели дети используют приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого и др. [2].

После возникновения у детей активной речи предметно действенные средства теряют свое значение и используются в сочетании со словом, в виде дополняющего жеста. Самостоятельное использование невербальных средств общения сохраняется у некоторых детей, избегающих активного, словарного взаимодействия в коммуникативном акте.

Таким образом, у детей раннего возраста невербальные средства коммуникации являются главным средством общения. И, чтобы получить наиболее полную информацию о состоянии ребенка, необходимо обращать внимание на его выразительные движения в процессе взаимодействия. Именно понимание ребенка, его состояния, уровня развития, настроения, его желаний и общих устремлений дает нам возможность построить процесс общения с ним таким образом, чтобы оно способствовало его развитию [5].

ЛИТЕРАТУРА:
1)    Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. - 2000. - №12. - С. 91-97
2)    Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. - Саратов, 1986. - 164 с.
3)    Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / Науч. - и с след. институт общей и педагогической психологии. Академия педагогических наук СССР. - М: «Педагогика», 1986 - 144 с.
4)    Папушек X., Папушек М., Солоед К. Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития // Психологический журнал. -2000. - Т21. - №3 - С. 65-72
5)    Юдина Е. Коммуникативное развитие и его педагогическая оценка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 1999. - №9 - С. 10 29

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz