Воскресенье, 19.11.2017, 22:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Скребец А.И. ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ ФОРМ ЛИЧНОСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Веками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. Эти стереотипы касаются как личностных черт мужчин и женщин, так и особенностей их поведения [1].

Идеальный мужчина в представлении подростков - это маскулинный тип с присущими ему смелостью, силой, выносливостью, уверенностью, ответственностью, а женщина - андрогенный тип: нежная, ласковая, заботливая, мягкая, но в то же время активная, ответственная, уверенная [2].

Человек стремится упорядочить свое знание об окружающем мире и прибегает при этом к схемам (т.е. стереотипизированным стимулам). При обработке социальной информации используется три типа схем: личностные, ситуационные и ролевые. Последние могут быть связаны с полом (тендерная роль). Так рождаются стереотипы о том, как должны вести себя мужчины и женщины (гендерные стереотипы). В итоге общения подростки усваивают стереотипные формы поведения для мужчин и женщин. Часто представления о мужественности - женственности является просто усвоенные взгляды взрослых и не играют существенной роли в регуляции их поведения} 1 ].

Изучать формы личностного поведения, проявляющихся в межличностном взаимодействии, а так же сам процесс взаимодействия в динамике можно с помощью метода диагностики форм личностного поведения Т.В. Сенько. Центральным здесь является понятие личностного поведения. Под личностным понимается такое поведение, в основе которого лежат, с одной стороны, обращение одного субъекта к другому, являющиеся прямыми или опосредованным притязаниями и, с другой, ответы, являющиеся их прямым или опосредованным признанием [3].

В основу методы изучения личностного поведения положены две парные характеристики отношения человека к человеку: доминирование - подчинение, положительность - отрицательность. Для доминирования характерно такое отношение к окружающей среде, которое предполагает возможность управления ею. Для подчинения такое отношение, которое основывается на приспособлении к внешней среде. Положительное отношение предполагает мотив притягивания и внешне выражается в чувстве симпатии к окружающим. Отрицательное же, наоборот: мотив отталкивания и чувство антипатии.

Успех либо неуспех взаимодействия определяется сочетанием выделенных в личностном поведении форм. Успешность или неуспешность ребенка в различных видах деятельности влияет на проявление в его личностном поведении доминантных либо подчинительных форм, положительности или отрицательности но отношению к сверстникам [3].

По результатам изучения группы подростков 13-14 лет были получены следующие результаты: У мальчиков доминируют следующие формы личностного поведения: слабая положительность, сильное доминирование, знаковость: слабая положительность, сильное доминирование, действенность; слабая отрицательность, сильное доминирование, действенность; слабая отрицательность, сильное доминирование, знаковость; сильная отрицательность, слабое доминирование, знаковость; сильная отрицательность, слабое доминирование, действенность; сильная отрицательность, слабое подчинение, действенность; сильная отрицательность, слабое подчинение, знаковость.

У девочек наблюдается доминирование по следующим формам личностного поведения: сильная отрицательность, слабое подчинение, знаковость; слабая отрицательность, сильное подчинение, знаковость; слабая отрицательность, сильное подчинение, действенность: слабая положительность, сильное подчинение, действенность; слабая положительноеть, сильное подчинение, знаковость; сильная положительность, слабое подчинение, знаков ость, сильное положительность, слабое подчинение, действенность.

В равной степени наблюдается у мальчиков и девочек такая форма личностного поведения как сильная положительность, слабое доминирование, действенность; сильная положительность, слабое доминирование, знаковость. По данным исследования для мальчиков характерно в большей степени, чем для, девочек сильное доминирование, и, наоборот, для девочек сильное подчинение является основной чертой.

Таким образом, как показало исследование формы личностного поведения в подростковом возрасте зависят от тендера.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 320 с.
  2. Ильин Н.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины.- СПб.: Питер, 2002. - 544.: ил. - Серия («Мастера психологии»)
  3. Сенько Т.В. Психология взаимодействия: Часть вторая: Диагностика и коррекция личностного поведения: Учебное пособие. - Мн.: Карандашев, 1998. -272 с.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz