Понедельник, 23.04.2018, 21:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Судак Л.А. ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬЮ К РЕЧЕВЫМ НАРУШЕНИЯМ
Цель нашего исследования состояла в том, чтобы изучить особенности речевого поведения детей раннего возраста с фактором риска речевого развития на фоне личностных особенностей.

В соответствии с целью исследования нами были определены следующие задачи:
  • выявить детей группы риска, изучив особенности их речевого развития, анамнестические данные и документы социальной направленности;
  • подобрать методики дня диагностики личностных особенностей детей с фактором риска в речевом развитии;
  • установить взаимосвязь между особенностями речевого и личностного развития детей раннего возраста с предрасположенностью к речевым нарушениям.
В качестве испытуемых выступили дети в возрасте 2-3 лет, имеющие предрасположенность к речевым нарушениям. Количество испытуемых составило 37 детей: 21 мальчик и 16 девочек. Для сравнения, в качестве контрольной группы, мы отобрали детей с нормальным уровнем речевого развития (15 человек: 8 мальчиков, 7 девочек).

В силу того, что на сегодняшний день дети охвачены ранней коррекционно-педагогической помощью не в полной мере, мы вынуждены были самостоятельно отбирать детей с фактором риска речевого развития.
Под фактором риска речевого развития мы понимаем, результат вредоносного воздействия социальных и биологических (медицинских и генетических) условий.
Сведения о состоянии психофизического развития детей были получены путем анализа медицинской документации. Дополнительные сведения мы собрали путем анкетирования родителей.

Для выявления воздействия фактора социального риска мы проанализировали социальные паспорта на каждого ребенка, благодаря чему смогли получить информацию о составе семьи (полная, неполная), уровне достатка, характере воспитания, вредных привычках родителей. Кроме того, для изучения типа воспитания ребенка в семье, взаимоотношений между членами, семьи, мы воспользовались опросником для родителей детей в возрасте 3-х лет,.

С целью выявления фактического уровня речевого развития детей с фактором риска речевого нарушения мы провели логопедическое обследование.

Подобранная нами методика логопедического обследования отражала наиболее значимые показатели сформированное™ речевых навыков детей раннего возраста:
1)    уровень понимания речи взрослого (Методика «Изучение понимания речи»);
2)    выявление объема активного и пассивного словаря (Методика «Кто это»);
3)    выявление состояния звукопроизношения (Методика «назови, что видишь»);
4)    начатки формирования грамматического строя речи (Методика «Опиши картинку»);
5)    интонационная оформленность речи (Методика «Послушай-ка»).
Вес вышеперечисленные методики предназначены для диагностики речи как системно! о образования, включающего такие его стороны как лексика, грамматика, фонетика.

Дальнейший этап исследования предполагал изучение личностных особенностей. Мы выделили следующие параметры оценки личностных особенностей: -психологические особенности раннего возраста;
-    полоролевые (гендерные) различия;
-    индивидуально-типологические особенности (темперамент и его свойства);
-    особенности протекания нервных процессов (гиперактивность /гипоактивность);
-    психофизиологические особенности леворуких детей; -особенности биоритмологической организации работы мозга;
Изучение личностных особенностей осуществлялось методом наблюдения.

На наш взгляд, построенная таким образом организация и методика экспериментального изучения, позволит получить необходимые данные о речевом и личностном развитии, их взаимосвязи у детей с предрасположенностью к речевым нарушениям.

ЛИТЕРАТУРА:
I. Багель О. А. К проблеме индивидуального подхода при коррекции речевых нарушений // Практическая психология и логопедия.-2006.-№2.- С 51-52.
2.    Громова О.Г., Соломатина Г.Н. Предпосылки становления речевой деятельности в онтогенезе // Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития. Том II. - М: МШУ, 2005. - 276с.
3.    Мельтк А. Крытычны перыяд дзяцшства // Пралеска (дашкольная адукацыя).-1994.-№4.- С.12.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz