Четверг, 13.12.2018, 20:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Волчок В.П. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ
Существует обширная литература в области психологии и педагогики, в которой рассматриваются отношения и взаимодействия родителей и детей, а также темы образования, воспитания и терапии родителей. Следует отметить богатство категорий, используемых для описания системы «родитель-ребенок». Так, используются разные термины: «типы воспитания», «тактика воспитания», «стиль воспитания», «родительские позиции», «родительские установки», «родительские отношения» и т.д. (А.Я. Варга, Ю.В. Баскина, Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская, Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина, Э.Л. Дугарова, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская).

Одна из наиболее ранних классификаций родительских установок предложена в 1937 году О. Коннером. Он различал четыре типа позиций: принятие и любовь, явное отвержение, излишнюю требовательность, чрезмерную опеку.

Зарубежные исследования интенсифицировались в 1960-х и 1970-х годах благодаря клиническим наблюдениям, появлению математических методов, в частности, факторному анализу, а также интересу к этой теме. Можно выде¬лить два подхода в изучении родительско-детских отношений: клинический и экспериментальный. Первый основан на наблюдении за поведением родите¬ля и ребенка, второй - на использовании психодиагностических средств. Так, A.Л. Болдуин, И. Колхорн и Ф.Х. Бриз пользовались методом наблюдения при изучении родительско-детских отношений.

Обратим внимание на специфику родительско-детских отношений и взаимодействия. Проблеме изучения отношений в этой области уделено достаточно много внимания. Анализ литературы, в которой так или иначе рассматривается взаимодействие и отношения родителей и детей, позволяет выделить нам следующие направления исследований. Во-первых, это анализ отдельных параметров, свойств, качеств взаимодействия и отношений взрослого и ребенка. При этом чаще всего изучается возможное влияние этих пара¬метров на развитие личности ребенка (Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская, Э.Л. Дугарова, Е.О. Смирнова, S. Grzeskowiak, G. Mendescka, D.R. Schaffer, I.H. Brody). Во-вторых, взаимодействие ребенка и родителя рас¬сматривается как целостное явление, и выделяются определенные типы взаимодействия взрослого с ребенком или типы общения родителя и ребенка (В. Сатир, В.А. Петровский, A.M. Виноградова, К.Н. Поливанова, Л.М. Кларина, Л.П. Стрелкова, Г.А. Цукерман, Е.Т. Соколова, М. Bowen, Т. Gordon). Третье направление ставит в центр анализа нарушения процесса взаимодействия ребенка и родителя, при этом чаще речь идет, скорее, о воздействии на ребенка, чем о взаимодействии (И.А. Горьковая, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.И. Исаев, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, 3. Холл, Э.Г. Эйдемиллер,
B. Юстицкис, J. Bowlby).

Рассмотрим последовательно наиболее важные результаты этих трех на-правлений. Итак, какие же характеристики взаимодействия называются раз¬личными авторами чаще всего? В первую очередь, это контроль, который осуществляют родители по отношению к своим детям. Выделение этого параметра согласуется с выводами теории Г.С. Салливана, который выделял четыре вида взаимодействующего поведения, расположенных в двух биполярных измерениях (E.S. Schaefer, R.Q. Bell). Одно измерение содержит переменную доминирования на одном полюсе и переменную подчинения на другом. На полюсах другого измерения находятся крайние степени враждебности и любви (Р.Ф. Бейлз).

Многие авторы выделяют любовь и контроль как основные факторы схемы родительского поведения. Так, Е.С. Шефер самыми общими характеристика¬ми этой схемы считал два полярных фактора: «любовь - ненависть» и «автономия - контроль», первый фактор - эмоциональный, второй - поведенческий. Различные комбинации этих факторов могут приводить к различным аспектам родительского поведения [1].

П. Слатер опрашивал молодых студентов колледжа и выделил два аналогичных основных фактора родительского воспитания:
1)    эмоциональная поддержка и теплота;
2)    подавление ребенка и дисциплина. В. Шутц сконструировал опросник для детей, измеряющий взаимодействие между родителями и детьми. В него вошли шкалы: внимательность, дисциплина и теплота [2].
Е.Е. Маккоби включает в родительский контроль следующие моменты:
1)    ограничительность - установление границ детской активности;
2)    требовательность - ожидание высокого уровня ответственности от детей;
3)    строгость - принуждение детей к чему-либо;
4)    навязчивость - влияние на планы и отношения детей;
5)    произвольные проявления власти [3].
Е.Е. Маккоби подчеркивала значение последовательности в контроле за поведением детей. При последовательности родительского контроля у детей обнаруживаются [3]:
а) способность контролировать агрессивные импульсы;
6)    высокая самооценка в возрасте 10-11 лет;
в) активность - способность подойти к новой ситуации с доверием, проявить инициативу и настойчивость в начатых делах, общее хорошее настроение.

Е.Е. Маккоби отмечала также, что разный уровень требований приводит к различным результатам. Если родители предъявляют к детям достаточно требований, то у их детей можно обнаружить низкую агрессивность, альтруизм чаще, чем эгоизм, достаточный уровень самостоятельности и активности. С низким уровнем требовательности родителей связывается высокая агрессивность, неконтролируемость своих побуждений, незрелость. Уровень родительских требований должен соответствовать возрасту детей и сопровождаться приучением детей к этим требованиям. При авторитарном типе родительского контроля у детей отсутствует эмпатия, отмечается низкая само¬оценка, слабость внутренних моральных норм поведения, ориентация на внешние требования и наказания. При этом у них возникают трудности взаимоотношений с ровесниками, отсутствие независимости и привязанностей [3].

Г.Т. Хоментаускас отмечает, что завышенные требования родителей обуславливают конкурентные отношения детей друг к другу, а позже - и восприятие мира как арены борьбы [4]. Н.Б. Беккер пишет о том, что последствием вседозволенности в сочетании с враждебностью родителей является неуступчивость, максимальная агрессивность, делинквентное поведение у подростков.

Отсутствие сходства позиций различных авторов относительно последствий родительского контроля доказывает сложность и неоднозначность этого вопроса. Согласно Л. Беньямин, связь между поведением родителя и поведением ребенка не однозначна: ребенок может реагировать на одно и то же поведение родителя, по крайней мере, двумя способами. Так, он может отвечать на родительское поведение «дополнительно», т.е. инициативой на предоставление самостоятельности, бегством на преследование, но он может отвечать на родительское поведение и защитно, например, в ответ на отвержение ребенок может пытаться вести себя так, как будто его любят и внимательны к нему. В юношестве и зрелости к этому добавляется и возможность сознательного выбора [5].

Формы и направления контроля и поддержания дисциплины тоже могут быть разными. Так, Д.Р. Шеффер, И.Х. Броди [6] предположили существование трех техник поддержания дисциплины:
а)    техника, основанная на утверждении силы;
б)    эмоциональные наказания, родитель выражает недовольство, а механизмом такого управления является угроза остаться одному;
в)    техника разъяснения вредных последствий, взывание к гордости ребенка, объяснение разумности принятого поведения и т.д.

Следующими важными параметрами родительско-детских отношений являются принятие и любовь. О принятии и любви пишут многие психологи, занимающиеся проблемами родителей и детей. Эрих Фромм считал, что материнская любовь по самой своей природе безусловна, а безусловная любовь «утоляет одно из сокровенных желаний не только ребенка, но и любого человека» [6]. Отцовскую любовь Э. Фромм считает обусловленной и это соответствует психоаналитическому пониманию функций семьи, где мать - природа, а отец - государство [7]. Принцип отцовской любви таков: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты достойно исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня» [6]. Фромм понимал любовь как установку, ориентацию характера, которая задает отношение человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Если человек любит только одного и безразличен к остальным ближним, то это не любовь, а симбиотическая привязанность.

Существуют направления, ставящие принятие и любовь в центр терапии и образования родителей (Ю.П. Азаров, Э. Эриксон, СЛ. Рубинштейн). Важность любви и признания ребенка как уникальной личности подчеркивал еще A.Адлер. Принятие как базовое отношение к личности другого является основным понятием клиент-центрированной терапии К. Роджерса. Р. Кэмпбелл, известный своими христианскими взглядами на проблемы воспитания детей, уделяет много внимания безусловной любви.

Изучение отношений между родителем и ребенком, проведенное Болдуином в институте Фелса в 1945 году, показало, что из всех сочетаний различных отношений наиболее способствует развитию отношение «принятие - демократичность». Дети, имеющие с родителями теплые и равноправные отношения, показали ускорение интеллектуального развития, развитие творчества, эмоциональной защищенности и контроля; они менее возбудимы, чем дети, не имеющие с родителями таких отношений.

Под принятием Роджерс понимал «теплое расположение к нему как к чело¬веку, имеющему безусловную ценность, независимую от его состояния, поведения или чувств... Это значит, что он вам нравится, вы уважаете его как индивида и хотите, чтобы он чувствовал по-своему». Таким образом, он включал в принятие уважение и симпатию.
Вопрос о соотношении любви и принятия решается неоднозначно. Так, по B.В. Столину [5] любовь как отношение сочетает в себе симпатию, близость, уважение и таким образом как бы включает в себя принятие, как его понимает Роджерс. Однако уже на уровне здравого смысла понятно, что далеко не всякая любовь обозначает принятие другого, так же как само принятие не обязательно приводит к любви.

Любовь, которую С.Л. Рубинштейн определял как чувство «хорошо, что ты существуешь в мире» и в которой происходит утверждение бытия человека [8], осуществляется в первые пять месяцев наиболее в чистом виде [9]. Хоментаускас подчеркивал, что родительская любовь - двустороннее отношение, и ее нельзя оценить с одной точки зрения. Она предполагает двух участников - родителя и ребенка, которых связывают взаимопонимание, взаимоуважение и взаимная симпатия. «Родительская любовь как чувство не должна быть самоцелью, самоценностью. Она имеет мало смысла, если не воспринимается детьми» [4]. Ребенок чувствует любовь родителя, и родитель воспринимает себя любимым, любящим в том случае, если:
1.Родитель умеет доступно выражать свои чувства ребенку.
2.Ребенок соответственно понимает своего родителя.
3.Родитель понимает внутреннее состояние ребенка и способен воспринять выражаемые ребенком чувства любви и привязанности.

Важно отметить, что проявление любви со стороны ребенка тоже может носить разный характер. На основании своего жизненного опыта ребенок может прийти к разным внутренним позициям. Г.Т. Хоментаускас выделяет четыре обобщенные установки ребенка по отношению к родителям и к себе:
1.    Я нужен и любим, и я люблю вас тоже. В этом случае родительским отношениям с ребенком характерны такие три особенности:
а)    общий положительный эмоциональный фон взаимодействия;
б)    признание автономности, своеобразности личности ребенка, его права
на выбор;
в)    признавая права ребенка, родители в то же время не забывают о своих же-
ланиях и устремлениях, стремятся реализовать собственные жизненные планы.
2.    Я нужен и любим, а вы существуете ради меня. Такая позиция чаще воз¬никает в семьях с преобладающим культом ребенка, в которых все дела и за¬боты сосредоточены вокруг маленького идола.
3.    Я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам. Семьи, в которых ребенок может ощущать свою нелюбимость, внешне очень разнообразны. В одних семьях детям уделяется много внимания, а в других - дети явно педагогически запущены. Это говорит о том, что самочувствие ребенка зависит не от видимых особенностей жизни семьи, а от более глубоких, психологических ее особенностей. Например, таких, как появление ребенка вследствие нежелательной беременности, недовольство ребенком таким, каков он есть, чрезмерная требовательность, авторитарность родителей, отвержение ребенка в любой форме.
4.  Я не нужен и не любим. Оставьте меня в покое. Ребенок может демонстрировать свою глупость, плохие привычки, неуклюжесть - все ради того, чтобы «отпугнуть» от себя взрослого [4].

Противоположным полюсом понятия «принятие» является понятие «отвержение». Отвержение понимается как нарушение родительско-детских отношений и выделяется многими психологами в неблагоприятный тип воспитания (А.Я. Варга, А.С Спиваковская, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.И. Исаев, А.С. Спиваковская).

Вместе с тем, нам близка точка зрения Гордона, который пишет о том, что каждый родитель время от времени испытывает к детям два различных чувства принятие и непринятие (H.G. Ginott). Степень принятия может зависеть от разных причин. Во-первых, она может быть характеристикой личности самих родителей. Это люди обычно уверенные, с высоким уровнем толерантности, их чувства относительно себя независимы от того, что происходит вокруг и т.п. Во-вторых, область принятия детерминирована самим ребенком. Дети могут быть высоко агрессивны, физически непривлекательны, обладать чертами, которыми трудно восхищаться. Наконец, степень принятия может изменяться в зависимости от ситуации и состояний, в которых находятся родитель и ребенок. Так, родителю труднее принять негативное поведение ребенка в гостях, чем дома, или если он болен и устал. М. Бубер писал, что «непосредственно ненавидящий ближе к отношению, чем тот, кто лишен любви и ненависти» [10].

Изучение литературных источников показывает, что работы по изучению взаимодействия родителей и детей в большинстве своем выполнены на нетипичных семьях (многодетных, имеющих близнецов, деструктивных) с акцентуацией на негативных для развития ребенка факторах семейной среды. Подобная практика, расширяя горизонт научной мысли, в то же время не позволяет прогнозировать и оптимизировать жизненную среду ребенка из типичной для нашей культуры семьи: полной, стабильной, малодетной, не нуждающейся в помощи психотерапевта.

ЛИТЕРАТУРА
1.    Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / Пер. с англ. - М., 1993. - 368 с.
2.    Roe A., Siegelman М, A parent-child relation questionaire // Child Development -1963, №34.-P. 355-369.
3.    Maccoby E.E. Social Development. Psychological growth and parent-child relation¬ship. -N. Y, 1980.-436 p.
4.    Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М., 1989. - 160 с.
5.    Стопин В.В. Самосознание личности. - М., 1983. - 287 с
6.    Schaffer D.R., Brody I.H. Parental and peer influences on moral development // Par¬ent-child inderactional. Theory, research and prespects / Ed. by R.W. Henderson. -N. Y, 1981. - P. 83-120.
7.    Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви / Пер. с англ. - М., 1990.-160 с.
8.    Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. ММ. Исениной. - М, 1994. - 480 с.
9.    Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы пси¬хологии, 1995, № 1. - С. 139-150.
10. Бубер М.Яи ты / Пер. с нем. - М., 1992. -71 с.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz