Пятница, 17.11.2017, 20:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Волчок В.П. РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ПАРАМЕТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
За последнее десятилетие появилось много психологических работ, где показана важная роль детско-родительского взаимодействия в развитии семьи. При этом внимание зарубежных психологов было сконцентрировано, большей частью, на поисках связей между особенностями родителей и наличием определенных способностей у детей (Ф. Вайсе, Т.А. Думитрашку, Р. Зайонц, X. Маркус). В этой логике на первый план выдвигаются уровень образования и профессиональная квалификация родителей, степень сложности отцовской профессии, coциально- экономический статус семьи, размер семьи, очередность рождения, длительность интервалов между рождениями детей и т.д. В современной психологии можно выделить два направления: одни ученые активно изучают нарушения в семейных отношениях, психологические травмы детей, полученные в ходе искаженного семейного воспитания (Э.Г. Зйдемиллер, В.В. Юстицкий, А.И. Захаров и т.д.), другие делают предметом своего анализа воспитательные стратегии родителей и их ценностные ориентации, особенности семейного воспитания (А.Л. Вепгер, Г.А. Цукерман, B.C. Собкин, Н.М. Марич, ЕЛ. Бережковская и т.д.).

Для современного общества характерны изменения в социально-психологической структуре семьи. С одной стороны семьи становятся малодетными (как правило, один-два ребенка), с другой стороны изменяется и внутрисемейная иерархия (супруги имеют равное положение, их обязанности в семье не имеют четких разграничений; отец - кормилец, мать - хранительницa очага).

Большое количество детей в семье (пять-шесть) создавало условие для развития детского общения, в современных одно-двухдетных семьях дети больше «замкнуты» на взрослых, что уже само по себе создает много проблем. На одного ребенка несколько взрослых.

Трансформация института семьи приводит к тому, что молодые родители все чаще обращаются к поиску недостающей информации. Причем, родители обращаются как за информацией, так и за помощью в развитии эмоциональных и когнитивных основ родительского поведения. Запрос на услуги психолога в области разработки коррекционных и обучающих программ для молодых родителей неуклонно увеличивается. Результаты исследований выявляют недостаточную психолого-педагогическую компетентность родителей, спонтанный выбор стратегий, не достаточно учитывающих индивидуальные особенности личности ребенка. Формирование родительства зависит от усилий родительской семьи, от влияния сложившихся стереотипов родительства, передаваемых от поколения к поколению Для социума родительство является в основном продуктом стихийно сложившегося слабоуправляемого процесса. Необходимость психологической помощи родителям подтверждается целым рядом исследований [1,2].

В психологических исследованиях, посвященных детско-родительскому взаимодействию, ребенку отводится пассивная роль и из реального субъекта взаимодействия он превращается в объект приложения усилий родителей, педагогов, психологов. К сожалению, дошкольный возраст ребенка особенно провоцирует ситуацию к переходу на подобное взаимодействие. Ребенок воспринимается как неспособный к саморазвитию и самосовершенствованию субъект, тем самым, превращаясь в объект приложения педагогических усилий взрослых. Вместе с тем существует большое количество исследований, в которых с разных позиций описывается и изучается взаимодействие взрослого и ребенка (Д. Баумринд, Е.М. Вроно, В.Н. Дружинин, А.В Черников, СВ. Ковалев, 3. Фромм, А.И. Г арбузов, М.Е. Литвак, В.А. Петровский. В.К. Калииенко, И.Б. Котова, B.C. Мухина. Т.А Рузская и др.). Однако вопрос о собственной активности ребенка в системе семейных отношений остается открытым. Тем не менее, ребенок является активным субъектом родительско-детского взаимодействия, а родитель законодателем взаимодействия.

Таким образом, проведение психологического исследования родительско -детского взаимодействия может быть обусловлено:
1.    Разобщенностью параметров изучения родительского и детского восприятия взаимодействия, не позволяющая их сравнить;
2.    Наличием противоречия в подходе к коррекции детско-родительского взаимодействия в дошкольном возрасте: во-первых, определяет характер детско - родительского взаимодействия родитель, коррекция ведется исходя из проблем ребенка; во-вторых, согласно неадекватности поведения ребенка определяется коррекционная программа для родителей, дошкольник либо не участвует в ней, либо привлекается пассивно.

Все вышеизложенное может способствовать более пристальному вниманию к проблемам, стоящим перед системой дошкольного образования, по нахождению способов эффективной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА
1.    Завьялова Ж.В. Психологическая готовность к материнству и метод се формирования: автореф. дис. ... канд. психол. н. / Ж.В. Завьялова, М., -2000. - 24с.
2.    Чумакова Е.В. Психологическая защита личности в системе детско - родительских отношений: автореф. дис. ... канд. психол. н. / ЕВ. Чумакова, СПб., - 1998. - 21с.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz