Пятница, 17.11.2017, 20:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Волоскович М.И. КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО УРОКА МУЗЫКИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И РЕЗЕРВЫ
Одна из главных целей музыкального образования - создание условий для освоения учащимися музыкального языка. В текстах музыкальных произведений, в структуре музыкального языка спрессован духовный опыт многих поколений, и человек, обладающий способностью понимать этот язык, «читать» музыкапьные сообщения, обретает для себя возможность найти путь к гармонии с миром и внутреннему единству с самим собой.

Б.Асафьев отмечал, что музыка как искусство не существует вне процесса социальной коммуникации, поскольку она - прежде всего искусство человеческого общения [1]. Потребность в общении определяет процесс овладения языком и развитие речи. Значит, урок музыки должен быть привлекательной для ученика формой коммуникации, общения учащихся с музыкой, учителем, друг с другом, со своим внутренним «Я» при помощи музыкального языка.

Эмоциональная составляющая коммуникативного пространства урока складывается из множества элементов. Отношение учителя к своей работе и ученикам, отношения учеников между собой, степень привлекательности и эмоциональной насыщенности учебных заданий и самого дидактического материала — все они оказывают либо стимулирующее, либо тормозящее влияние на процесс и результат педагогической коммуникации.

Общение людей друг с другом предполагает не только разнообразие используемых слов, но и осмысленность того, о чем говорится. Овладение языком как динамической системой происходит в общении через запоминание языковых единиц и правил построения высказываний в прямой зависимости от ситуационного контекста. Это вызвано деятельностью правого полушария, которое обрабатывает информацию с опорой на подсознание, и связано с конкретным, но и в то же время глобальным освоением ситуации общения. Роль контекста в освоении языка, в том числе и музыкального, заключается в том, что он вводит сознание в сложную систему специфических языковых средств через неспецифические, связанные с общим жизненным опытом человека. К таким сторонам общего опыта относится речевой, коммуникативный, двигательный, эмоциональный опыт человека, его способности воспринимать и оценивать пространственно-временные характеристики явлений, процессов и ситуаций. Синкретическая деятельность реального общения, в которую музыка включена как одна из сторон, поддержка игрового, общехудожественного, психологического контекста необходима ученику до тех пор, пока не окрепнут механизмы его музыкально-интонационного мышления, которое проявляет себя в способности самостоятельно вступать в коммуникацию с музыкальным произведением.

Общаясь с помощью вербальной речи, ребенок учится мыслить с помощью слов, познавая окружающую его реальность. Осваивая же средства музыкального языка, он учится мыслить звуками и познавать с их помощью мир. Подлинное основание человеческого мышления — не понятие, а образ. Язык образов - это язык визуальных, слуховых, осязательных и обонятельных отпечатков реальности, кинестетических импульсов, язык, на основе которого происходит первичная запись личностного смысла, формирование замысла речевого или музыкального высказывания. Образные «единицы» мышления должны составлять основной предмет технологии начального обучения музыке. В этот период должны закладываться, в первую очередь интуитивные, эмоционально-образные механизмы мышления. И только затем на хорошо подготовленной образно-эмоциональной почве могут формироваться понятийные структуры.

Один из важнейших принципов организации учебного процесса -установление равновесия между потребностями учащихся и задачами обучения. Вся жизнь ребёнка до школы пронизана игрой. Это один из важнейших способов постижения окружающего мира. Близость оснований детской игры и художественного творчества, отмечаемая многими исследователями, их символический характер, эмоциональная привлекательность делают игровые методы действенным средством обучения и развития.

Особенно острое звучание проблема отношения к учебной деятельности получает в подростковом возрасте, который характеризуется снижением интереса к учебе и ростом потребности в общении. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что разнообразные формы активного обучения, сочетающие учебную деятельность с общением, способны с успехом решить эту проблему. Сегодня подчеркивается роль диалога, общения в совместной деятельности для развития мышления. Путь его развития проходит в направлении от коммуникативного мышления к личностному. Создание творческого микроклимата на уроке требует особого внимания учителя, разработки и применения специальных коммуникативных форм и методов раба ты, способных активизировать когнитивные и эмоциональные процессы, снимать коммуникативные барьеры, способствовать становлению доверия и открытости в общении и учении.
Вербальный и визуальный каналы в жизни современного ребенка являются основными, перегруженными информацией, каналами восприятия. Для преподавания музыки по-прежнему характерна опора на вербальные средства, как наиболее доступный и разработанный в пластические способы интонирования музыки, эмоционально-интонационные средства речи, разнообразие коммуникативных взаимодействий остаются пока малозадействованными в музыкальном обучении резервами повышения активности учащихся и результативности учебного процесса в целом.

Литература
1.    Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. В 2 ч. Л., 1971. Ч.
2.    Медушевскии В. В. Проблема становления музыкального восприятия // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы: тез. 6-й науч. конф., апр. 1982. М., 1982. С. 84—85.
3.    Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детства., отрочества, М„ 1997.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz