Воскресенье, 17.12.2017, 11:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Зайцева О.М. СИТУАТИВНАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ
Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при постоянной тревожности. Тревожность- устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и константные формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений.

Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональной аспекты при доминировании эмоционального[2]. Актуальность проблемы тревожности у выпускников находится на высоком уровне [1,2]. Анализ литературы позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различных стрессоров [3,4].

Целью данной работы является экспериментально изучить ситуативную и личностную тревожность у школьников выпускных классов в течение последнею учебного года в школе.
Задачи исследования:
1) Экспериментально выявить уровень ситуативной и личностной тревожности исследуемых школьников.
2) Как изменяется ситуативная и личностная тревожность школьников при приближении выпускных и вступительных экзаменов.

Исследование проводилось в трех одиннадцатых классах в двух школах: средняя школа №27 и гимназия №1 города Витебска. В средней школе №27 тесты проводились в профильном и трудовом классах, а в гимназии №1- в профильном классе. Первая серия исследований прошла в октябре- ноябре месяцах после каникулярного отдыха и первичного ознакомления с новой формой поступления в высшие учебные заведения в виде централизованного тестирования. Вторая серия исследований прошла в конце января после ситуации знакомства с условием тренировочного платного тестирования.

Школьникам был предложен тест Ч.Д.Спилбергера-Ю.М.Ханина. Данная методика является надежным и информативным инструментом для определения уровня тревожности как устойчивой характеристики человека[1].
Результаты изучения ситуативной и реактивной тревожности, имеют разброс значения от 32 до 70 баллов в октябре-ноябре месяце во всех трех классах. В январе месяце разброс уровня тревожности был от 33 до 72. Значение личностной тревожности в первом эксперименте составил интервал от 28 до 72, а во время второго эксперимента составил- от 30 до 69 баллов.

В ходе первой серии исследования уровень ситуативной тревожности составил высокий уровень 30 человек, средний- 14 человек, низкий уровень отсутствует, что соответственно составило 68%, 32% и 0%. Вторая серия исследований выявила следующий уровень ситуативной тревожности: высокий- 32, средний- 12 низкий уровень тревожности отсутствует, что соответственно составило 73%, 27% и 0%.

В ходе первой серии исследования уровень личностной тревожности составил высокий уровень 18 человек, средний- 24 человек, низкий 2 человека, что соответственно составило 41%, 55% и 4%. Вторая серия исследований выявила следующий уровень личностной тревожности: высокий- 15, средний- 28 низкий уровень ! человек, что соответственно составило 34%, 64% и 2%.

Вывод: Таким образом, количество школьников имеющих высокий уровень тревожности возросло в период от первой до второй серии исследований. Можно предположить, что чем ближе централизованное тестирование, тем выше уровень тревожности школьников перед централизованным тестированием.

ЛИТЕРАТУРА
1. ЕГЭ и тревожность выпускников школы/ Л.А. Потапова/Образование в современной школе; i е. -2005. -№ 7. - С.47-52.
2.    Причины, профилактика и преодоление тревожности/ A.M. Прихожан// Психологическая паука и образование- 1998.- №2,- С. 11-17.
3.    Давыдова, В.В. Тревожность/ В.В.Давыдова// Психологический словарь/ под ред. В.В.Давыдова.- М.: Педагогика Науч.-исслел. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР, i983.-374c.
4.    Тревожность//Словарь практического пеихолога/Сост. С.Ю.Головин.- Минск: ХарвестЛ998.-707с,

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz