Воскресенье, 19.11.2017, 22:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Зенькович Т.И. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ АССОЦИАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ
Все музыканты в своей практической деятельности, так или иначе, опираются на ассоциативные возможности психики. В широком смысле процесс художественного творчества музыканта-исполнителя охватывает все огромное «поле» сознания человека, обогащение и развитие которого является процессом непрерывным, сложным, но «упорядоченным». Многочисленные связи, многовариантные цепочки человеческого сознания складываются из, так называемых, «единичных актов», которые основываются на двух основных составляющих человеческой психики: константности и вариативности. Современная наука считает, что регулируют эти процессы и «отвечают» за них разные участки головного мозга.

Согласно данным нейропсихологии, «корни» правого полушария уходят в древнейшие слои психического. Специализация правого полушария — целостный образ, опора на одномоментность информации. Целое здесь предстает как результат интуитивного постижения. Правому полушарию подчинена образная сфера деятельности человека, включая все несловесные и нелогические формы, обработка чувственных данных. Правополушарные стратегии предполагают внимание к единичному явлению, фрагментарности, точечности, к мышлению аналогиями. Ведущей операцией здесь является перевод последовательно совершающихся событий в целостный образ, создание образных параллелей. Эти качества характеризуют музыкальное сознание детей, немузыкантов и слушателей с «образным» типом восприятия. В правом полушарии хранятся и обрабатываются одномоментные глубокие эмоциональные впечатления, интонационные, ритмические, тембральные архетипы (протоинтонации, прсторитмы и т. д.). Детские музыкальные импровизации и игры основываются на потенциале обработанной информации правого полушария. Большинству из них присущи целостные образы сказочных героев, мультфильмов, игрушек, ярко запечатленных в сознании (а не логически проанализированных). На примере цикла заданий типа — найти интонации для музыкальных ответов на вопрос («Зайка, зайка, где бывал?» — «На лужайке танцевал»; «Что ты хочешь, кошечка?» — «Молочка немножечко») — отчетливо просматривается пользование интонационными и ритмическими константами, т.е. теми интонациями и ритмами, которые заложены в них близкими людьми, жизненным укладом и окружающей социо-культурной средой.

Однако более сложные творческие задания требуют нечто большего, чем простое воспроизведение и воспоминание увиденного и услышанного. Они стимулируют и интенсифицируют процессы музыкального воображения, мышления. Появляется вопрос: как реализовать эти задания? Начинается работа левого полушария.

Левое полушарие предпочитает символические формы и теоретические выводы, наблюдает и делает выводы, опирается на процессы аналитического свойства, когда поступающая информация обрабатывается путем последовательного составления всех дискретных единиц между собой. Целое является левому полушарию как результат аналитической деятельности по установлению сходств и различий представленных сознанию элементов, задействованы механизмы ассоциаций по сходству и контрасту. Левое полушарие основывается на многовариантности человеческого сознания, подчиняет себе речевую деятельность человека. Левополушарные механизмы характеризуют взрослых, музыкантов-профессионалов и слушателей интрамузыкального типа. Здесь формируется и обогащается уровень музыкально-речевой компетенции музыканта.

Однако ни правое, ни левое полушарие, ни головной мозг, ни сознание, ни телесные и душевные процессы не действуют обособленно, отдельно друг от друга. Между правым и левым полушариями пролегают многочисленные связи — ассоциативные ряды, цепочки, сочетающие в себе черты константности и вариантности, упорядоченности и спонтанности, аналитичности и фрагментарности. Поэтому ассоциация — это не просто связь между представлениями, это сложный механизм, обеспечивающий богатство и многофункциональность человеческого сознания (в том числе и сознания музыканта), развитие познавательных способностей человека. Ассоциативные цепочки — это своего рода каналы, передающие и формирующие разнообразную информацию, позволяющие этой информации постоянно пополнять кладовую нашего сознания и черпать в ней неиссякаемый источник творческого развития. Зрительные, словесные, эмоциональные, пространственные, звуковые ассоциации музыканта — это последние звенья ассоциативных рядов, своеобразный вывод той напряженной и сложной работы, которая совершается в человеческой психике.

Таким образом, ассоциации пронизывают всю область сознания, познавательных и художественно-творческих процессов, позволяя музыканту непрерывно развивать и обогащать свой профессиональный потенциал.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz