Воскресенье, 19.11.2017, 22:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Жихарева Н.С. К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ "Я" КОНЦЕПЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
В нашей стране происходят стремительные изменения в экономической, политической и социальной жизни, что приводит к появлению новых социальных проблем в обществе.. В связи с этим современная семья переживает в настоящее время серьезные структурные и динамические изменения. С каждым годом растет количество неполных семей, источником возникновения которых традиционно считаются разводы, овдовение (смерть одного из родителей), внебрачная рождаемость.

Среди проблем неполных семей наиболее остро предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей По статистике в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод могут стать сильными психотравмирующими факторами для ребенка, влияющими в даль нейти ем на его психическое, физическое здоровье, на взаимоотношения с окружающими, на развитие личности ребенка в целом. Дети из неполных семей более замкнуты, застенчивы, мало общительны, менее эмоциональны, не уверены в своих силах, не верят в свои возможности, они часто пребывают в одиночестве, и их это устраивает (МИ. Лисина, М.И. Буянов, В.М. Целуйко).

Межличностные отношения в семье, степень доверия родителя к ребенку необходимы для формирования позитивного образа «Я» и адекватного уровня самооценки у младших школьников. В этом возрасте детско - родительские отношения оказывают влияние на развитие, формирование и становление личности ребенка. Р. Берне считает, что самооценка и Я-образ как представление индивида о самом себе являются основными составляющими Я-концепции и организующим «ядром» личности, объединяющим разные стороны «Я». Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Содержание Я-концепции с возрастом меняется. Формирование, развитие и изменение Я концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, друзья) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции и Я образа в младшем школьном возрасте.

При поступлении ребенка в школу происходит осознание им нового образа: «Я -ученик такого-то учителя». Причем такой Я-образ быстрее других возникает и занимает в иерархии Я-образов достаточно престижное место, если ученик одобряем учителем. Ребенок с готовностью принимает свой новый статус, так как в нем содержится общественная значимость. Важность его учебной деятельности постоянно подчеркивают взрослые, что дает основание ребенку считать, что его учеба и он как ученик значимы для окружающих взрослых.

Особенно большое влияние на развитие Я-концепции и формирование Я-образа оказывает школьная оценка успеваемости. Внешние мотивы получения высоких оценок обнаруживают стремление детей к тому, чтобы обеспечить себе хорошее отношение со стороны близких. Переход от внешних мотивов к внутренним свидетельствует о возрастающей потребности ребенка в познании самого себя, в потребности иметь достоверное представление о самом себе.

По мере того как дети становятся старше, у них формируются все более точные представления о своих физических, интеллектуальных и личностных качествах и качествах других людей. Они приписывают себе все больше отличительных особенностей, что ведет к уточнению и усложнению их Я-образов и образов других людей. Младшие школьники из неполной семьи общаются со своими сверстниками, сравнивают себя с ними, делают выводы, что обогащает их Я-концепцию Предоставляя другим детям информацию о себе и получая от них сведения об их восприятии его «персоны», ребенок существенно расширяет свой Я-образ. Возможно, именно взаимодействие со сверстниками и делает Я-образ ребенка более динамичным в его развитии.

Результаты психологической диагностики младших школьников из неполных семей (п =: 40) показали, что у испытуемых наблюдается чувство отчужденности, отверженности, низкая самооценка при высоком уровне притязаний, психологическая дистанция с членами своей семьи, слабые эмоциональные связи с родителем. Значимым другим для 27% испытуемых в данной ситуации является школьный учитель, для 17% это брат или сестра, для 5% это друзья пли сверстники.

Можно предположить, что причинами такой ситуации являются, прежде всего, занятость родителя обеспечением материальной базы семьи или устройство своей личной жизни. В конечном результате у взрослых не хватает ни сил, ни времени, а иногда и желания отдавать любовь, ласку, заботу своему собственному ребенку. Часто такие дети пытаются восполнить нехватку эмоциональной близости, внимания и заботы за счет контакта с другими людьми. Нарушение внутрисемейных отношений порождает у ребенка из неполной семьи чувство беспокойства, тревоги и страха, что негативно влияет на развитие его личностных составляющих, таких как самооценка, Я-образ и Я-концепция.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz