Воскресенье, 17.12.2017, 11:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Зубарева Н.С. ПРИНЯТИЕ ДРУГОГО В КОНТЕКСТЕ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИУМЕ ПОДРАСТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ
Тенденция к саморазвитию и самосовершенствованию несколько снизилась у подрастающей молодежи за счет развитая техники и компьютеризации. Социальное взаимодействие заменяется техническим, а значимость Другого человека - машиной. Отсюда и вытекают такие проблемы как несформированность идентичности в связи с несостоятельностью принятия Другого.

Вступая в разнообразные отношения с другими людьми, человек ориентируется на определенные нормы, правила, обычаи. "Я"-образ на индивидуальном уровне отражает степень соответствия-несоответствия человека требованиям, предъявленным ему обществом. Осознавая себя как социального индивида, человек отождествляет себя с определенной группой людей - половой, возрастной, этнической, профессиональной и др. Идентифицируя себя с этими группами, индивид "смотрит" на себя глазами других, оценивая свои поступки с позиций той или иной группы. Понятие идентификации в психологическом смысле употребляется для обозначения механизма усвоения социальных ролей, стандартов поведения, основанных на их воспроизведении и копировании. Различными могут быть люди, с которыми отождествляет себя человек: родители, близкие, значимые другие, герои произведений литературы и искусства. Идентификация может быть различной по полноте - сравнение по одному или нескольким признакам, качествам, может быть сознательной и неосознаваемой, иметь рациональный или эмоциональный характер [1].

Юношеский возраст — наиболее важный период развития, на который приходится основной кризис идентичности. За ним следует либо обретение "взрослой идентичности", либо задержка в развитии, то есть "диффузия идентичности" [2;91].

Е.П. Белинская и О. А. Тихомандрицкая отмечают, что "и в философском, и в общепсихологическом, и в социально-психологическом плане решение вопросов о природе человека, о взаимосвязи социального и индивидуального всегда связано с проблематикой "Я" [3; 21!]. Такие концепты, как самосознание, "Я", самость, self, Я-концепция, образ Я, самоидентичность и другие обозначают субъективную реальность. Э. Эриксон рассматривал идентичность как сущность индивидуальности человека в контексте общества и требований культуры, вы скупающей центральным звеном в структуре "Я" [4].

Я-Другой - это позиция, в которой формируется индивид, осуществляется личность, которая раскрывается в момент, когда человек вступает в элементарные отношения с другим, то есть когда этот другой становится присутствующим в Я. Именно в сфере Я-Ты формируется «тонкое пространство личною Я, которое требует наполнения другим Я» [5; 92].

Формирование идентичности протекает «большей частью бессознательно» на всех уровнях психической деятельности. Этот процесс представляет собой "процесс одновременного отражения и наблюдения", в результате которого формируется конфигурация, состоящая из двух основных составляющих: собственной оценки себя в сопоставлении с оценкой его другими и оценки суждений других о нем в сопоставлении с тем как индивид воспринимает себя в сравнении с этими другими, значимыми для него [4].

Предполагается, что уровень идентификации и принятия Другого имеют общие границы, определяющие оптимальное взаимодействие этих структур. Отношение личности к самой себе, принятие ее, уровень идентичности безусловно накладывают свой отпечаток на взаимодействие с другими людьми. Проведенные исследования в этом направлении позволили отметить, что высокая степень идентичности коррелирует как с принятием значимого Другого, так и Другого как представителя вида Homo Sapiens, причем коэффициент ранговой корреляции Спирмена близок, к единице, что подтверждает гипотезу о том, что признаки корреляционно зависимы.

Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что в раннем юношеском возрасте формирование идентичности и принятия Другого происходит взаимосвязано: осознание себя личностью позволяет принимать личность другого. Это в большей степени будет относиться к значимому Другому: высокий уровень идентичности соответствует высокому уровню принятия Другого и наоборот, чем ниже уровень идентичности, тем нетерпимее к окружающим относится личность.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Столин В.В. Самосознание личности. - М, 1983.
  2. Обухова Л.Ф. «Возрастная психология».- М., Российское мед. агентство 1996.- с.374.
  3. Белинская Е. П. Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 301 с.
  4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.; Общ. ред. и предисл. А В. Толстых. - М: Издательская группа "Прогресс", 1996. - 344 с.
  5. Библер B.C. Or наукоучения к логике культуры. -1    1991.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz